На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Две Отечественных войны. Итог один – оценки разные

Картинки по запросу "consecuencias de las guerras napoleonicas"

Любой школьник раньше знал, что Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года, а СССР выиграл Великую Отечественную войну 1945 года. Почему итоги первой войны воспринимаются без взрыва эмоций, зато об итогах второй яростно спорят спустя 75 лет?

 

Если сравнить две Отечественные войны, то у них найдется множество схожих моментов: начались они в июне,  Российская империя и СССР фактически воевали против армии объединенной Европы, русская и Красная Армия долгое время отступали и остановили врага только под Москвой.

Такие нюансы, как занятие Москвы Наполеоном или не занятие столицы Гитлером, не важны, а важен тот факт, что именно Москва стала той географической точкой, где ранее успешный ход войны для Наполеона и Гитлера застопорился, а затем стратегическая инициатива перешла к русской и Красной Армиям.

 

К другим схожим моментам можно отнести «заграничный поход» обеих армий и занятие вражеских столиц, после чего Европа не знала серьёзных войн несколько десятилетий. Сюда же можно добавить одни и те же байки про «генерала Мороза», «неправильных партизан» и, конечно, нельзя не упомянуть союзников, присоединившихся к России и СССР, после того как войска агрессоров были изгнаны с территории страны.

 

История Отечественной войны 1812 года, за редким исключением, в среде историков как отечественных, так и зарубежных, разнотолков не вызывает и преподносится спокойно и взвешенно. Во всяком случае, сложно припомнить придурошные вопли «экспертов» про то, что Кутузов завалил Наполеона трупами солдат, которые воевали с одним ружьем на троих, Европу не освободили, а оккупировали, Наполеон воевал лишь частью своей армии, поэтому и проиграл и т.д.

 

То есть всего того, что вменяется в вину СССР и что началось во время горбачевской перестройки, когда из всех щелей повылазили разного рода «знатоки», многие из которых не менее рьяно ранее воспевали боевой путь несокрушимой и легендарной Красной Армии. Теперь же все они кинулись рассказывать «настоящую историю» Великой Отечественной войны, которую ранее от народа скрывали «проклятые коммунисты». К числу которых – вот совпадение! – многие из обличителей принадлежали сами.

 

Известный литератор А. Солженицын в своей статье «Как нам обустроить Россию» и вовсе охарактеризовал войну как «бездарно проведенную, даже самоистребительную, "Отечественную" войну». Слово «Отечественную» он взял в кавычки, видимо, не соглашаясь с таким названием. А вот слово самоистребительную не взял. Кстати, непонятно, почему войну против внешнего врага он назвал самоистребительной, хотя так можно называть только одну войну – внутреннюю, гражданскую. Когда народ одной и той же страны действительно самоистребляет друг друга.

 

Впрочем, суждения Солженицына никогда не были особо интересны по ряду причин, а в данном случае просто имело смысл привести один из примеров того, как и кто во времена горбачевской «гласности» судил да рядил о Великой Отечественной войне. А так как речь в той фразе о самоистребительной «Отечественной» войне шла о больших людских потерях страны, то теперь чуть ли не каждый школьник свято верит, что Сталин закидал Гитлера трупами, потому что война была «бездарно проведенная».

 

К закидыванию трупами в Великую Отечественную войну вернемся чуть позже, а пока посмотрим, как с этим обстояло дело в Отечественную войну 1812 года.

 

Вряд ли найдется хоть кто-то из историков, кто посмеет упрекнуть русских генералов в подобной людоедской тактике, присущей, по мнению «знатоков», только коммунистам. Однако вот что пишет главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов императору Александру I в последних числах декабря 1812 года, когда с наполеоновским нашествием было покончено: «Признаться должно, если бы, не остановясь, продолжать ещё движение верст на полтораста, тогда, может быть, расстройство дошло до такой степени, что надо было бы, так сказать, снова составлять армию». Фактически Кутузов признает, что русская армия - ещё немного - и перестанет существовать. И это действительно так. В Вильно от Тарутино дошла только треть армии, крайне изможденная, а две трети были потеряны в боях с французами и от болезней.

 

Об этом почему-то не любят вспоминать, но если «Великая армия» Наполеона, вторгшаяся в Россию, практически вся погибла и попала в плен, то и русская армия понесла серьезные потери. Французы и их союзники потеряли убитыми и умершими от других причин около 300 тысяч человек из 610 тысяч, но и русская армия, имея за весь период войны примерно такую же численность, также потеряла более 200 тысяч человек. Плюс к этому более 350 тысяч человек было в народном ополчении, которое тоже несло потери.

 

Почему-то принято считать, что в войне против России «Великая армия» имела преимущество в живой силе, однако это не так. Совокупная численность русской армии и ополчения приближалась почти к миллиону человек, и вот в конце декабря Кутузов констатирует, что ещё полтораста верст преследования неприятеля - и армию придётся создавать заново.

 

Будь Михаил Илларионович красным маршалом, да ещё и членом ВКП(б), его бы совершенно точно обвинили в том, что он: заваливал французов трупами своих солдат, припомнили бы бесконечные отступления, Смоленск, Бородино, сожженную Москву и самое главное – он дал уйти из России Наполеону. Но так как Кутузов был царским фельдмаршалом, то никто даже не заикается об огромных потерях русской армии. Кроме него самого. А происходит это потому, что не вписываются эти потери в антисоветскую концепцию «бездарно проведенной» войны, в которой комиссары-людоеды и заградотряды гнали на немецкие пулеметы волны красноармейцев с одной винтовкой на троих. Значит, и говорить о потерях в войну 1812 года нечего и незачем.

 

Но это были далеко не последние потери русской армии.

 

После того как Александр I возжелал в интересах Англии и дальше проливать русскую кровь, в так называемом «заграничном походе» 1813-1814 гг. на полях Европы навсегда остались ещё – по разным оценкам – от 120 000 до 140 000 русских солдат, убитые в боях, умершие от ран и болезней. Понятно, что точной статистики потерь нет и быть не может, но можно предположить, что в войне с Наполеоном 1812-1814 гг. Россия потеряла убитыми и умершими от разных причин до 400 тысяч солдат и офицеров. А может, и больше, принимая во внимание весьма низкий уровень тогдашней медицины, где нередко даже не самое серьезное ранение заканчивалось смертью.

 

В любом случае, для сорокамиллионной России эти потери были очень чувствительными, к тому же не стоит забывать, что помимо армии серьезные потери понесло и мирное население. Но, как уже было сказано, о реальных цифрах людских потерь России можно только догадываться из-за отсутствия сколь-нибудь внятных статистических данных. 

Триумфальное шествие русской освободительной армии. Париж 1814 год

 

Теперь перенесемся в 1941-1945 гг. и посмотрим на «бездарно проведенную» Отечественную войну, ту, которую литератор Солженицын по только ему понятным причинам берет в кавычки.

 

Если верить статистическому сборнику генерала Г.Ф Кривошеева «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах», изданному в 1993 году, то за время войны Красная Армия, ВМФ и НКВД потеряли убитыми, умершими от ран и погибшими в плену 8,66 млн человек. Причем в плену погибли 1,8 млн военнослужащих, что кардинальным образом отличает войну с Наполеоном от войны с Гитлером, который на государственном уровне проводил политику уничтожения «неполноценных народов».

 

Например, в 1812 году просто невозможно представить концентрационные лагеря для русских солдат и тем более офицеров, которых к тому же уничтожали зверским образом, а при нацистах это было в порядке вещей. Также в войне с Наполеоном не участвовал русский флот, не говоря про тогдашний аналог войск НКВД, которого попросту не было.

 

Стоит отметить, что генерал Кривошеев совместно с группой исследователей начал работать над своим сборником в 1988 году, в самый разгар горбачевской перестройки, когда история советского периода оплевывалась буквально на всех уровнях.

 

Работа над сборником была закончена уже в ельцинской России и, казалось бы, стоило ожидать обнародования тех страшных цифр потерь, о которых горланили демократы, антисоветчики и прочие либералы. Правда, в отличие от горлопанов, генерал Кривошеев имел доступ в архивы, а крикливые разоблачители «правды» о войне могли только шокировать доверчивую публику, приводя цифры потерь одну страшнее другой.

 

8,66 миллиона погибших защитников Родины – действительно страшная цифра, но она не имеет ничего общего с той, которую приводили перестроечные горлопаны, называя то 15, то 20, то 30 миллионов погибших. И это при том, что за всё время войны было мобилизовано 34 млн человек, из которых фронт прошли чуть более 27 миллионов.

 

Спрашивается, каких слов заслуживают все эти «знатоки», умудрившиеся похоронить в своем воспаленном сознании больше солдат, чем их было на фронте? Да ладно бы они хоронили их, сидя в дурдоме, под присмотром врачей, но благодаря Горбачеву-Яковлеву нам всем не повезло – их безумные бредни, вольно или невольно, но пришлось хотя бы раз прочитать начиная с перестроечных времен.

 

Про одинаковые моменты в истории двух Отечественных войн мы уже поговорили, теперь пришло время поговорить о различиях. И начать стоит с главной – Наполеон, в отличие от Гитлера, не шёл покорять Россию навсегда. Не шел за жизненным пространством для французов, не стремился обезлюдить огромные территории для последующего расселения арийских господ и не проводил политику геноцида «низших рас».

 

Конечно, нашествие наполеоновской армии нанесло России огромный урон, но ни одна война не бывает бескровной. А вот Гитлер вторгся в СССР с вполне конкретной и не раз озвученной им целью – германский меч должен завоевать землю для германского плуга. Поэтому методы ведения двух войн кардинально отличались, следствием чего стало огромное количество погибших советских мирных граждан и пленных солдат.

 

Второе отличие – длительность войны. Великая Отечественная война шла почти четыре года, в то время как война с Наполеоном, включая боевые действия в Европе, была в два раза короче. Причем в 1813 году боевые действия начались лишь весной – первое серьезное сражение при Лютцене произошло 2 мая. В Великую Отечественную войну такие длительные перерывы были просто немыслимы – после того как вермахт и его союзники перешли советскую границу 22 июня 1941 года, боестолкновения разной степени интенсивности шли ежедневно на всём протяжении фронта, который как таковой в войне с Наполеоном вовсе отсутствовал.

 

Остается только гадать, какие потери понесла бы как русская армия, так и французы, продлись война почти четыре года.

 

Третье отличие – Красной Армии, в отличие от русской императорской, начиная с переносом боевых действий в Европу, пришлось фактически в одиночку «тащить» на себе всю тяжесть войны. В то время как союзники были лишь «на подхвате» – даже Польшу в основном освобождала Красная Армия, а не Войско Польское, о чем красноречиво говорят потери: 600 тысяч погибших советских солдат и 15 тысяч польских.

 

И, наконец, пришло время поговорить о пресловутом «заваливании трупами». Если исходить из тех данных, что имеются по потерям в войну 1812 года, то русская армия имела меньшие потери, чем «Великая Армия» Наполеона. А вот во второй части кампании, в 1813-1814 годах, потери были меньше у Наполеона, хотя основная тяжесть потерь пришлась не на русскую армию, а на союзников России по Шестой коалиции. Грубо говоря – наблюдался паритет.

 

Все-таки не надо забывать, что Наполеон был одним из величайших полководцев за всю мировую историю, и если он сел в лужу, вернее, в сугроб в России в 1812 году, совершенно оказавшись не готовым к русским реалиям, то в 1813-1814 годах он был в родной для себя европейской стихии, в «шаговой доступности» от ресурсов Франции. Вот почему армиям Шестой коалиции пришлось выдержать ряд жесточайших сражений, многие из которых только чудом не закончились для них разгромом. В данном случае будет правильнее сказать, что обе стороны «заваливали» друг друга трупами солдат, без особых перекосов в ту или иную сторону.

 

Что касается Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., то здесь, по мнению ряда исследователей, потери СССР и гитлеровского Евросоюза соотносятся как 1:1,3 не в пользу Красной Армии. Во многом это объясняется массовым уничтожением советских военнопленных, с одной стороны, а с другой – разночтением в цифрах по союзникам Гитлера, такими, как Финляндия и Румыния.

 

В войну они выступили на стороне Гитлера, а закончили как страны антигитлеровской коалиции, поэтому не совсем понятно, в какую графу записывать 670 тысяч погибших румын и 80 тысяч финнов. Точно так же обстоит дело и с 35 тысячами погибшими чехословаками, многие из которых погибли на территории СССР, хотя Чехословакия – страна антигитлеровской коалиции. И это не считая всяких там добровольцев вермахта из скандинавских стран, Бельгии, Голландии, Франции и др., воевавших против СССР, но представлявших страны-жертвы гитлеровской агрессии.

 

Уже взяты Берлин и рейхстаг. И неважно, кто из победителей на первом месте, а кто и в последнем ряду.Фото: Архив семьи Долгополовых

 

Абсолютно точных цифр потерь никто никогда не узнает, историки будут спорить о них ещё очень долго, в том числе подвергая сомнению цифры, представленные генералом Кривошеевым. Но в любом случае, соотношение потерь Красной Армии и армий гитлеровского Евросоюза прямо говорит о том, что всякие утверждения типа «на каждого убитого немца приходилось десять красноармейцев», однозначно являются клеветой и сознательным искажением исторической правды. Это даже опровергать не стоит, достаточно произвести нехитрые расчеты: если на каждого убитого немца приходилось десять погибших красноармейцев, то потери Красной Армии должны достигать 67 миллионов человек, учитывая тот факт, что вермахт и союзники потеряли 6,7 млн человек погибшими на Восточном фронте. Напомним, всего за войну в Красную Армию было мобилизовано 34 млн человек.

 

Да, Красная Армия потеряла больше солдат, чем противник, но разница в потерях не была такой катастрофической, как об этом любят горлопанить разного рода перестроечные «эксперты» и их последователи, вряд ли хоть один день проведшие в архивах. Фантастические цифры потерь выдумывались и выдумываются с одной целью – опорочить СССР, представить его как недогосударство с абсолютно людоедским, средневековым, отсталым строем, где людей уничтожали как в мирное время, так и во время войны в огромных количествах.

 

Вот почему как кость в горле всем антисоветчикам встала блистательная Победа советского народа в Великой Отечественной войне, которая является настолько выдающимся достижением, причем в масштабах всего человечества, что она автоматически стала и всегда будет мишенью N1 абсолютно для всех «общечеловеков».

 

Неудивительно, что слово «Отечественная» берется одним литератором в кавычки, а сам факт победы объясняется на удивление просто – войну провели бездарно, просто взяв и завалив немцев трупами.

 

Как было показано выше, русская императорская армия в войне 1812-1814 гг. тоже несла большие потери, но про это никто не говорит, это никому не интересно. И Александру I с легкостью прощают то, что до зубовного скрежета припоминают почти 80 лет Сталину: отступали до Москвы, одна винтовка на троих, завалили врага трупами, оккупировали Европу, изнасиловали два миллиона немок. Вот почему у двух Отечественных войн итог один – Победа, но оценки разные. Во всяком случае, у «общечеловеков» и разного рода «знатоков».

 

Говорят, что победителей не судят. Однако в случае СССР горбачевского периода и постсоветской России наблюдается уникальная, ещё не виданная в мировой истории картина – победителей не только судят, но судят их же внуки и правнуки.

 

Начитавшись всякой разлагающей ум и души дряни, которой их усердно пичкали чуть ли не со школьной скамьи, многие из них, вместо того, чтобы гордиться и восторгаться героизмом своих выдающихся предков, не упускают случая бросить презрительно – трупами завалили, это все знают. Пиррова победа.

 

Вот так уничтожается национально-культурный код народа, а сам он превращается в жвачное население, стыдящееся героического прошлого своей страны, которую своей стыдиться признать.

 

 

 

Александр Плеханов

Источникhttps://www.km.ru/v-rossii/2021/02/15/istoriya-velikoi-otechestvennoi-voiny/885625-dve-otechestvennykh-voiny-itog-odin

 

Картина дня

наверх