На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как тренд

Пандемия коронавируса показала, что СМИ и медиа стали не менее важной для человечества сферой, чем теоретическая и практическая медицина. Вопреки надеждам, глобальная катастрофа не сгладила, а обострила существовавшие до этого противоречия, и в этих условиях мир медиа радикально изменился. О том, как повлияла пандемия на журналистику и что ждёт медиа в ближайшем будущем, шла речь на онлайн-конференции «Мир глазами СМИ в 2020 году», прошедшей 7 июля в МИА «Россия сегодня».

Подробности – в материале profiok.com.

О России с нелюбовью

Осознание всеобщей опасности, появление общей беды, угрожающей человечеству в целом, наверное, могло бы стать фактором, объединяющим, а не разъединяющим страны и народы. Но это – в идеальном мире, а мир реальный, к сожалению, далёк от идеала.

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как трендРезультаты проведённого аналитиками МИА «Россия сегодня» исследования под названием «Осьминог 2.0» по теме «Коронавирус в России» ясно показывают, что на фоне пандемии против нашей страны ведётся скоординированная кампания в ведущих мировых СМИ.

Проанализировав более 4000 материалов, опубликованных в топовых СМИ США, Канады, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Японии и Китая, эксперты обнаружили, что две трети публикаций носят явно негативный характер (не говоря уже о том, что львиная доля позитивных и нейтральных публикаций о России приходится на Китай).

В мейнстримовых СМИ ведущих западных стран ничего хорошего о России в контексте коронавируса толком так и не написали. Зато подробно анализируют негативное влияние COVID-19 на внутриполитические процессы (пишут, что режим Путина, который и так был под угрозой, окончательно разрушился), критикуют экономический кризис и бездействие властей, вскрывают недостатки нашей системы здравоохранения и, конечно же, обвиняют Россию в дезинформации и продвигают различные теории заговора.

Исследование «Осьминог 2.0» охватило только публикации по теме пандемии COVID-19, но аналогичная картина складывается и по многим другим темам. Из западных СМИ легко узнать, что Россия вмешивалась в выборы Трампа, что празднование 75-летия Великой Победы – признак милитаризма, что Россия готовит вооружённое нападение на Украину и так далее.

При этом русофобия проявляется в самых разных формах, и это не всегда прямые нападки на Кремль. Здесь стоит привести в пример переписывание истории, которое опять же не всегда проводится прямолинейно, как в ситуации со сносом российских памятников в Польше. К примеру, во Франции годовщина высадки в Нормандии в последние годы празднуется с гораздо большим размахом, чем день окончания Второй мировой войны. Несложно догадаться, что это делается в том числе потому, что Советского Союза в Нормандии не было.

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как тренд«Западные СМИ формируют в отношении России образ врага, – считает политолог и журналист МИА «Россия сегодня» Армен Гаспарян. – Раньше можно было иронизировать по этому поводу, но последние данные «Осьминога» говорят о системном явлении. Неважно, какой строй и какая идеология царит внутри России. Она не нравится и не устраивает сама по себе».

По мнению Гаспаряна, подобную ситуацию в западных медиа ещё можно было бы попытаться списать на сложности с пониманием русского менталитета. Но когда о России пишут странные вещи СМИ на постсоветском пространстве, возникает резонное подозрение, что это отработка некоего заказа.

Правда, как заметил швейцарский журналист Ги Меттан (Guy Mettan), в последнее время фокус внимания постепенно смещается в сторону Китая. И если до истории с коронавирусом это касалось только США, то сейчас тенденция становится общемировой: русофобию постепенно вытесняет синофобия, то есть антикитайские настроения. Можно ли рассматривать это явление как положительное для нашей страны, сказать сложно. Возможно, так и есть. Но даже в этом случае стоит признать, что в сфере медиа существуют неразрешимые проблемы.

Фейки непобедимы

Директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова отмечает, что наряду с пандемией в мире возникло и другое явление – так называемая инфодемия, то есть тотальное вовлечение людей в информационную среду, переполненную непроверенной или намеренно искажённой информацией.

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как трендЕсли до введения карантина и режима самоизоляции люди получали информацию различными способами от прямого общения или, например, чтения книг до глубоких собственных размышлений, то во время пандемии они оказались потребителями и распространителями информации, одновременно создающими её и поддающимися её влиянию. И здесь на первый план выходят фейки, вбросы недостоверной информации, цель которых – дестабилизировать ситуацию. К сожалению, бороться с ними человечество ещё не научилось.

«Сегодня на нашей планете нет механизма защиты от фейков», – признаёт Мария Захарова. Существование проблемы признали даже в ООН: 14 апреля 2020 года генсек ООН Антониу Гутерриш выступил с инициативой борьбы с инфодемией, охватившей различные регионы и мир в целом.

Однако, по словам Захаровой, сочетание двух факторов – способности констатировать наличие проблемы и неспособности ей противостоять – подтверждает, что ситуация плачевная. Тревожно и то, что фейки появляются не только в СМИ. Они распространяются в соцсетях и даже звучат из уст политиков, в том числе чиновников самого высокого ранга.

Мария Захарова напомнила, что до недавнего времени основным препятствием для развития качественной журналистики, душителем свободы СМИ считалась пропаганда. Однако пропаганде сегодня можно противостоять, для этого существует целый спектр инструментов. С фейками ситуация обратная: механизмов для их распространения создано много, а противодействовать им пока не получается. Есть, конечно, пример Китая, основанный на создании собственной информационной среды, изолированной от внешних воздействий. Но опыт одних стран не всегда применим для других. Поэтому Захарова предлагает задуматься о создании какого-то наднационального механизма для противостояния фейкам и дезинформации. Но как он должен выглядеть, пока никто толком не представляет.

Свободы СМИ больше нет

Последние события в США показали всему миру, как рушится миф о свободе СМИ. Благодаря финансам и мощной инфраструктуре США обладают серьёзным влиянием на медиасферу, а американская модель предлагалась всему миру в качестве образца. Теперь выясняется, что заявленные нормы и правила не работают, колосс рухнул. Как заметила Мария Захарова, проблема теперь уже не в отсутствии свободы, а в крушении основ. Мы наблюдаем снос памятников, ещё вчера считавшихся символами Америки, запреты на использование слов и выражений, которые пару месяцев назад ни у кого не вызывали никаких вопросов. По мнению Захаровой, вслед за официальными СМИ модерация обязательно придёт в социальные сети, и этот процесс уже начался.

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как трендГлавред Sputnik в США Миндия Гавашели напомнил, что ещё 10 лет назад Facebook и Twitter вообще не цензурировали контент, который публикуют пользователи, а сейчас это вменено им в обязанность. Эксперт уверен, что с приближением выборов в США ситуация будет становиться только хуже. К тому же, как ни крути, крупнейшие социальные сети – американские. И даже страны, имеющие собственные крупные национальные СМИ и информационные агентства, зачастую используют американские ресурсы в качестве источников информации. А это значит, что каждый электоральный виток в США неминуемо будет отражаться в мировом информационном пространстве.

Поражает и другой аспект. Принудительное закрытие Sputnik в Эстонии, сфабрикованное дело против Кирилла Вышинского на Украине, дискриминация журналистов RT во многих западных странах (например, во Франции журналисты Sputnik никак не могут получить аккредитацию в президентском пуле) не вызвали никакой реакции в Европе. Судя по всему, попытки зачистить информационное пространство уже никому не кажутся противозаконными, а свобода слова остаётся лишь декларацией.

«Посмотрел на Amazon.com – там россыпи разнообразной литературы о свободе слова, – поделился Армен Гаспарян. – Пишут, что это важно, полезно и демократично. Только вот почему-то не работает. Может быть, мы как-то неправильно понимаем свободу слова?»

Цензура не поможет

Закономерно встаёт вопрос: может быть, стоит подумать о введении какой-то всеми уважаемой и принимаемой международной цензуры, которая бы ограничивала вбросы фейков и искажение фактов? Но тогда стоит исключить политическую, экономическую и любую другую ангажированность этой цензуры, обеспечить её объективность.

СМИ в эпоху коронавируса: инфодемия как трендК сожалению, на сегодня все крупные СМИ уже давно утратили независимость. «Мировые СМИ и телевидение сконцентрированы в руках олигархов, – утверждает Ги Меттан. – А если ты работаешь в СМИ, работающем на корпорацию, тебе и цензура не нужна: журналисты начинают цензурировать себя сами и подавать информацию определённым образом».

Мария Захарова убеждена, что международному сообществу уже в ближайшее время предстоит определиться с выбором модели, в соответствии с которой будут работать медиа. По её словам, необходимо либо отсутствие цензуры или даже прямой её запрет, либо создание проработанной юридической базы, на основании которой можно будет ограничивать СМИ в тематике или окраске подачи фактов. Сейчас в тех же США ситуация промежуточная: с одной стороны, в этой стране пытаются финансово душить неугодные средства массовой информации, с другой – модерируют СМИ и соцсети не по вопросам блокировки недостоверной информации или фейков, а просто в соответствии с чьими-то вкусами. Причём даже не утруждая себя внесением необходимых поправок в законодательство.

Как считает Захарова, одной из основных проблем современных медиа остаётся отсутствие общности между различными странами в подходах к решению существующих проблем в информационной сфере. И это несмотря на то, что существование этих проблем в том или ином виде признают все.

«Нам надо быть в этом смысле честнее самим: не обсуждать то, что приглажено, идти против течения, называть вещи своими именами, не использовать политкорректное слово «фейк» для обозначения лжи, – убеждена Мария Захарова. – Иначе мы так и будем ходить по трекам, которые заданы не нами». 

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=12032#ixzz6S6nGGedo

наверх