На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

Внедрение профстандартов: лента Мёбиуса?

 

На прошлой неделе в Москве прошёл II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций в России». 

На форуме обсуждалось развитие системы независимой оценки квалификаций, ход разработки и примеры применения профессиональных стандартов и другие вопросы, связанные с профессиональными компетенциями работников и подготовкой кадров.

Образовательные и профессиональные стандарты: где связь

Александр Шохин, возглавляющий Национальный совет при президенте по профессиональным квалификациям, заметил на открытии форума, что большое количество участников (почти тысяча человек) говорит о «большом интересе профессиональных и общественных кругов» к теме профстандартов.

Тут не поспоришь. Во-первых, разговор о профстандартах в нашей стране ведётся уже на протяжении двух десятилетий (впервые термин «профессиональный стандарт» был использован правительством Виктора Черномырдина в 1997 году). Во-вторых, именно профессиональные стандарты как база национальной системы квалификаций стали основой модели, с помощью которой предполагается решать проблему кадрового дефицита если не в настоящем, то в самом ближайшем будущем. О профстандартах говорят так часто и так много, что в сознании любого человека, которого волнует тема нехватки квалифицированных кадров, укрепилась эта связь: как только всё решится с профстандартами, вскоре появятся необходимые кадры.

Схема проста: работодатели с помощью профстандарта формулируют требования к конкретному специалисту, после этого образовательные учреждения корректируют учебные программы так, чтобы на выходе получался именно специалист, описанный в профессиональном стандарте.

Работодатели довольны, поскольку получают нужных работников. Образовательные учреждения рады, что их выпускники востребованы. Казалось бы, логично? Однако на практике всё оказалось сложнее.

История с разработкой и внедрением профстандартов бесконечна, как лента Мёбиуса. На каждом форуме, каждой конференции, каждом заседании по этой теме звучит одно и то же: стране нужны квалифицированные кадры, работодателям, чиновникам и учебным учреждениям нужно объединить усилия для решения проблемы. Все всё понимают, соглашаются, но в глобальном смысле ничего не происходит.

Внедрение профстандартов: лента Мёбиуса?Пока за проблему не взялся лично президент России, дело вообще не двигалось. В апреле 2014 года был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, задачей которого стало налаживание взаимодействия чиновников, работодателей и системы образования. Совет выстроил разветвлённую систему из отраслевых советов по профквалификациям, подготовил закон «О независимой оценке квалификации», который был подписан главой государства в июле этого года, разработал множество нормативных документов и рассмотрел проекты восьмисот с лишним профессиональных стандартов, одобрив большинство из них. В планах на 2017 год – формирование системы центров независимой оценки квалификации, запуск реестра, где будут содержаться все сведения о проведении такой оценки. Что и говорить, в масштабах страны это колоссальная работа. Но по большому счёту это всего лишь схемы и бумаги, а что на практике?

Выступая на форуме, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что считает одной из важных задач ведомства «формирование требований федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования к результатам освоения образовательных программ в части профессиональных компетенций и формирование профессиональной общественной аккредитации». По словам Васильевой, из 1103 вузовских программ в соответствии с профстандартами аккредитовано только 44 (это менее 4%, то есть одна программа из 25 – profiok.com). В техникумах и колледжах ситуация обстоит получше, хотя до идеала тоже далеко: из 686 действующих учебных программ профстандартам соответствуют только 129 (каждая пятая profiok.com).

Заметим, что профессиональные стандарты разработаны далеко не для всех специальностей. Кроме того, учебным учреждениям, пока оценку их деятельности никак не привязали к востребованности выпускников, нет никакого резона мучиться с изменением учебных программ, да и у педагогов нет особого рвения – зарплаты небольшие, учебные классы и аудитории не оборудованы. Несмотря на наличие стратегии развития образования и ряда госпрограмм, связанных с профобразованием, министр образования видит, похоже, единственный способ заставить образовательные учреждения обратить внимание на качество учебных программ: протестировать профпригодность выпускников.

СПО: наставничество, проверка навыков и новые требования к компетенциям

Внедрение профстандартов: лента Мёбиуса?Ольга Васильева заявила, что один из приоритетов Минобрнауки на ближайшее время – введение новой формы государственной итоговой аттестации в техникумах и колледжах. Отныне выпускники должны будут продемонстрировать свои навыки и умения на демонстрационном экзамене, где будет смоделирована реальная производственная ситуация.

Кроме того, Васильева намерена сохранить в учреждениях СПО института наставничества. «У нас есть прекрасные производственные мастера, мы должны не упустить то, что у нас было, чтобы на этой базе двигаться дальше. Молодые люди, которые приходят сегодня на производство, требуют опеки, как профессиональной, так и нравственной, воспитательной», – сказала министр.

Нельзя сказать, что Минобрнауки бездействует в отношении приведения образовательных стандартов в соответствие с профессиональными. Ещё в 2015 году ведомство начало формировать так называемые ФУМО – федеральные учебные методические объединения, которые занимаются актуализацией образовательных стандартов и программ. Сейчас таких объединений больше сорока. Заметим, что в 109 актуализированных образовательных стандартов среднего профобразования, о которых говорилось выше, вошли все 50 «наиболее востребованных профессий и специальностей» из справочника, подготовленного министерством труда. Подготовку по этим пятидесяти профессиям в соответствии с новыми требованиями планируется начать уже со следующего учебного года.

Более того, обновлённые учебные программы для колледжей и техникумов не ограничиваются профессиональными стандартами, которые готовили российские работодатели, и учитывают международные требования к профессиям. Так, в учебные программы по ряду профессий добавлены требования, связанные с физической подготовкой выпускников, а также общие для всех выпускников колледжей компетенции – готовность к предпринимательской деятельности и умение работать с документацией, написанной на иностранном языке.

По данным Минобрнауки, к концу 2020 года по новым программам в сфере СПО будет обучено 50 тысяч человек. Соотносить эту цифру с 25 миллионами модернизированных рабочих мест, о которых когда-то упоминал Владимир Путин, даже не будем пытаться.

Квалификация сотрудников – преимущество в госзакупках?

Внедрение профстандартов: лента Мёбиуса?Как известно, с 1 января 2017 года вступает в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации», согласно которому работодатели и граждане смогут добровольно проводить оценку квалификации. На форуме прозвучало предложение отдавать при проведении государственных закупок преимущество компаниям, которые привели квалификацию сотрудников в соответствие с современными требованиями. По словам Александра Шохина, достаточная квалификация сотрудников является необходимым условием для участия в государственных тендерах во многих странах.

«Немножко неожиданная постановка вопроса, но можно пообсуждать, – так отреагировала на предложение вице-премьер Ольга Голодец. – Мне кажется, что качественная квалификация выгодна самой компании: если компания заинтересована в своём развитии, то прежде всего она заинтересована в том, чтобы у неё был квалифицированный персонал. И мне кажется, что мотивация заложена и дополнительно [мотивировать компании – profiok.com] не нужно, но если вы видите, что такой шаг необходим и что он что-то принесёт нашей экономике, мы готовы, конечно, рассмотреть».

О том, как увязывается это предложение с добровольным характером процедуры подтверждения квалификации, обозначенной в законе, не было сказано ни слова. Если обсуждение на форуме получит развитие, необходимо будет очень вдумчиво подойти к формированию институтов оценки квалификации, чтобы организации, выдающие соответствующие сертификаты, могли пользоваться доверием профессионального сообщества и заботились о сохранении своей репутации. Впрочем, у государственных закупщиков и без того хватает инструментов для проверки качества работы своих поставщиков.

Серьёзный импульс? Комментарий profiok.com

Ольга Голодец считает, что развитие системы национальных квалификаций уже привело к заметным успехам в сфере подготовки кадров. «Работа над профессиональными стандартами заставила практически каждую отрасль переосмыслить отношение к трудовому потенциалу и тем требованиям, которые сегодня предъявляются к работникам. Это даёт серьёзный импульс развитию экономики и благополучного развития каждого из бизнесов», – заявила вице-премьер.

Насколько серьёзный импульс даст развитию системы квалификаций прошедший форум, мы узнаем в ближайшем будущем: на сайте Национального совета по профквалификациям сказано, что по итогам дискуссии «будет составлена резолюция с предложениями по совершенствованию системы квалификаций в России». Кому участники форума собрались направлять предложения, если все заинтересованные стороны были представлены на мероприятии, мы, признаться, не поняли.

Юрий Смыслов«На мой взгляд, лицам, ответственным за развёртывание национальной системы квалификаций, не хватает компетенций в области проектного управления, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Даже обидно, ведь очень много сделано и делается хороших и правильных вещей: создаются ресурсные центры, проводится модернизация образовательных учреждений, профессиональное сообщество включилось в разработку профстандартов, совершенствуется законодательная база – например, с недавних пор работодателям разрешено относить на прибыль затраты на сетевые учебные программы, проводится мониторинг системы высшего и среднего образования. Но всё происходит настолько неравномерно и бессистемно, что несмотря на кипучую деятельность в разных точках, в целом сдвиги если и есть, то едва заметны. При разработке профстандартов учитываются далеко не все возможные требования. Кроме того, профстандарты порой разрабатываются так долго, что успевают устареть уже к моменту утверждения – что уж говорить о том далёком времени, когда под них будет выстроена образовательная программа и пройдёт несколько лет, пока по ней обучат студентов. Простой пример: профессиональный стандарт педагога был разработан ещё в 2013 году, но до сих пор не все преподаватели прошли переподготовку. Как они могут при этом готовить востребованных специалистов? Много лет говорится о том, что нужно состыковать образовательные стандарты вузов и средних учебных заведений, до этого дело тоже пока не дошло. Министерство труда несколько лет составляло справочник востребованных профессий – уверен, что и в нём многое уже устарело и требует модификации.

Думается, что предложенная система – написание профстандарта «от и до», его утверждение, затем подготовка и утверждение образовательного стандарта и так далее – оказалась слишком громоздкой. Возможно, стоит применять более мягкие управленческие технологии, использовать более гибкие механизмы, которые могли бы стимулировать компании к более активному участию в создании национальной системы квалификаций, чётче формулировать задачи и строже отслеживать их выполнение, при этом добиваясь синхронности действий различных структур. 

Пока же со стороны всё выглядит так, будто никто по большому счёту не знает, что делает и зачем. Нет ни чётких целей, ни ответственности, ни осознания общей картины. Вот и отчитываются все формально – какие-то цифры, графики, перечни, даже рейтинги! Силы потрачены, средства освоены, а дальше что? В ситуации, когда правая рука не знает, что творит левая, сложно рассчитывать на осмысленный результат.

Требования к квалификациям сейчас не просто меняются, они растут и расширяются. При этом требования к квалификации чиновников, ответственных за решение столь важной для страны задачи, не исключение. Им стоило бы начать с себя».

Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ.

 

 

 

 

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:

 



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3733#ixzz4So9DMMkF

наверх