По какому принципу будет проходить перевод государственных услуг в цифровой формат и как он повлияет на количество чиновников? Как изменится законодательство по мере перехода к «цифре»? Почему директорам предприятий придётся вникать в процессы цифровизации? Портал profiok.com рассказывает, о чём шла речь на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при СФ.
Заседание состоялось 1 августа 2018 года в городе Гусев Калининградской области. Там находится первый в России частный инновационный кластер радиоэлектронной промышленности «Технополис GS». Как подчеркнул зампред Совета Федерации Андрей Турчак, заседания совета и впредь будут выездными, чтобы можно было привлекать к работе совета региональных экспертов, а также изучать лучшие практики, технологии, бизнес-модели и методы управления.
Зачем переходить к цифровой экономике?
Вопрос о том, нужно или не нужно переходить к цифровой экономике, уже не стоит (жаль только, что до сих пор нет чёткого определения, по пунктам разъясняющего, что же это такое, поэтому каждое ведомство действует в меру своего понимания – прим. profiok.com). Есть мировые тренды, из которых Россия не собирается выпадать, есть задачи, поставленные президентом страны: войти в пятёрку сильнейших экономик мира и до 2024 года втрое увеличить долю цифровой экономики в ВВП России.
«Анализ мирового опыта показывает, что уровень социально-экономического развития сегодня напрямую связан с уровнем развития информационных технологий, – объяснил Андрей Турчак. – За счёт дальнейшей цифровизации экономики ВВП нашей страны, по разным оценкам, может вырасти минимум на 4 триллиона рублей».
По словам Турчака, доля «цифры» в ВВП нашей страны составляет менее 4 процентов, что вдвое, а иногда и втрое ниже, чем у лидирующих стран.
«К развитию цифровой экономики должны подключиться все без исключения, – уверен сенатор. – Для этого необходимо понять, что цифровая экономика – это не только сфера IT. Это качественно новые медицина и образование, комфортные условия для жизни, удобные цифровые сервисы и госуслуги, привлекательность экономики для лучших в мире кадров, экономическая и национальная безопасность» (насчёт безопасности весьма спорно – прим. profiok.com).
Регионам, которые находятся в непростом финансовом положении, государство, по всей видимости, поможет. Как рассказал Андрей Турчак, Владимир Путин по просьбе парламентариев дал поручение Минфину рассмотреть возможность включения затрат регионов на развитие цифровой экономики в дотации из федерального бюджета.
Турчак отметил, что при переходе к цифровой экономике важно двигаться сразу в нескольких направлениях: системно проводить цифровую трансформацию в регионах, повышать конкурентоспособность российских технологий, трансформировать систему государственного управления и развивать человеческий капитал.
Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин также подчеркнул, что обеспечение необходимых темпов экономического роста возможно только при условии цифровой трансформации экономики. Дело в том, что в силу сокращения трудовых ресурсов из-за демографии и ограниченности инвестиционных ресурсов в силу ряда объективных причин ключевым фактором роста может стать повышение производительности труда, а она, в свою очередь, напрямую зависит от степени погружения в «цифру». И если во многих компаниях и отраслях процессы цифровизации уже давно начались и успешно развиваются, то сфера государственного управления, по словам Кудрина, представляет собой самое узкое звено и находится «на архаическом уровне».
Что не так с цифровизацией государственного управления?
Алексей Кудрин начал с примера. В 2011 году вышло постановление правительства, гласящее, что информационные системы различных ведомств должны быть интегрированы в единую систему. Порядок согласования каждым министерством своих ГИС утверждался три года. После этого прошло ещё четыре года, но существующие 340 информационных систем до сих пор не могут полноценно обмениваться данными. Из-за этого ведомства не могут организовать работу «одного окна»: обращаясь к информационной системе «соседнего» ведомства, нередко можно получить недостоверные данные.
По данным Счётной палаты, в российских министерствах и ведомствах цифровые технологии внедряются с «очень разной» скоростью, а кое-где процесс пока вообще находится «на зачаточном уровне».
Алексей Кудрин рассказал о концепции «государства-платформы», созданной в Центре стратегических разработок. На государственном уровне концепция пока обсуждается и задача построения такой системы пока не поставлена. Суть идеи – в построении единой информационной платформы в рамках государства, которая работала бы со всеми министерствами и ведомствами по единым принципам. Более того, у неё должен быть единый архитектор, только в этих условиях систему можно будет отстроить быстро и эффективно. Разумеется, создание такой ГИС не должно сдерживать развитие отраслевых систем в тех министерствах, которые стараются быть на высоте и уверенно движутся по пути цифровизации.
По словам Кудрина, 80 процентов потребностей населения по общению с государством покрывается всего лишь сотней ключевых услуг, в большинстве случаев людям нужны всё те же «обычные справки и выписки». Кудрин предлагает проработать наиболее распространённые кейсы – например, рождение ребёнка, оформление ипотеки, регистрацию ДТП и другие стандартные жизненные ситуации, требующие многократной передачи в разные инстанции пакета документов – и в первую очередь оцифровать именно их. Как только решение таких ситуаций будет занимать несколько часов вместо нескольких недель или месяцев, граждане сразу почувствуют улучшение качества жизни.
Глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков в целом согласен с Кудриным. В частности, министра не устраивает идеология планов информатизации различных ведомств. Сейчас в этих планах подробно расписано, сколько серверов, какой конфигурации и по какой цене планируется закупить. Вместо этого, Носков хотел бы видеть проекты, нацеленные на решение конкретных жизненных ситуаций, которые были бы совместимы с архитектурой государства как платформы и могли «общаться» с другими системами через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Алексей Кудрин утверждает, что цифровизация государственных услуг даст возможность в ближайшие годы на треть сократить количество чиновников или даже позволит упразднить некоторые министерства.
Константин Носков уверен, что реформа системы госуправления проводится не только для граждан, но и для самих чиновников, которые вместо «перекладывания бумажек», наконец, смогут заняться аналитикой, то есть более интересной и интеллектуальной работой.
Глава кабмина Дмитрий Медведев распорядился ввести в ключевых министерствах должности директоров по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO). «Бюрократические процессы идут не очень быстро, но CDO будут введены», – заверил Константин Носков.
Судя по выступлению Кудрина, Счётная палата собирается стать для других ведомств примером успешного перехода на цифровые рельсы. Так, переход в «цифру» позволит вдвое сократить контрольно-надзорную нагрузку на предприятия и бюджетные учреждения: данных у СП меньше не станет, а число проверок значительно уменьшится.
Что изменится в законодательстве по мере перехода к цифровой экономике?
Константин Носков рассказал об основных блоках законопроектов, которые должны обеспечить основу для развития цифровой экономики.
Первый и самый важный блок касается идентификации личности. По словам Носкова, в правительстве идёт обсуждение введения электронного удостоверения личности. Введение такой формы идентификации могло бы решить множество проблем. Как именно будет проходить идентификация граждан, пока не решено: может быть, человек будет подтверждать свою личность с помощью электронной подписи или с использованием номера мобильного телефона. Разумеется, здесь следует подумать о защите данных и о предотвращении мошенничества.
Когда этот вопрос будет решён, нужно будет начать регулирование сферы данных, в том числе перевести многие документы в реестровую форму и обеспечить реестровую модель установления и подтверждения прав и юридических фактов.
«Сегодня в гражданском и государственном обороте главным подтверждающим документом является бумажка, – признал Носков, – в то время как подтверждающим документом должна быть информация, занесённая в реестр». Страховые полисы – ОМС, КАСКО или ОСАГО, водительские удостоверения, визы, документы о собственности на недвижимость – все эти «ненужные бумажки» уйдут в прошлое, их заменят записи в соответствующих реестрах. То же касается взаимоотношений физических и юридических лиц, затрагивающих трудовую деятельность, то есть трудовых соглашений и трудовых книжек.
Обеспечить условия для сбора, хранения, обработки и защиты таких данных – задача другого блока законопроектов, который находится в разработке.
Следующий блок – признание электронной формы сделки и электронного документа, хранение его в электронном архиве и сдача в государственный электронный архив, а также легализация смарт-контрактов, введение электронного судопроизводства и электронного нотариата.
По словам Носкова, необходим также блок законов, который бы регулировал развитие новых прорывных технологий – робототехники, киберфизических систем, технологий искусственного интеллекта. Также нужно прописать в законодательстве современные инструменты финансирования в цифровой экономике, криптовалюты, механизмы ICO. Чтобы обеспечить активное развитие информационных технологий, стоит предусмотреть, например, налоговые льготы для бизнес-ангелов.
Иными словами, предстоит колоссальная законотворческая деятельность, в ходе которой нужно учесть много параметров и осмыслить большое количество нюансов. Во время заседания многие выступающие цитировали председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко, предложившую пересмотреть форму разработки и принятия законопроектов.
Речь идёт о встрече Дмитрия Медведева с членами Совета палаты СФ, которая состоялась 17 июля 2018 года. На этой встрече Валентина Матвиенко заявила, что если не изменить существующую забюрократизированную практику согласования законопроектов, никакого прорыва не выйдет.
«Возьмём государственную программу по развитию цифровой экономики, очень серьёзный, основательный документ, – привела пример Матвиенко. – Она была утверждена в октябре прошлого года. Время так быстро летит, уже год прошёл! В этой программе есть отдельный раздел о её законодательном обеспечении, там предусмотрен пакет из 56 законов. Я буквально вчера ещё раз поинтересовалась – ни одного законопроекта ещё не внесено, и только по шестнадцати ведётся работа по разработке проектов законов. Как мы тогда эту программу реализуем?»
Константин Носков, выступая на заседании, критику признал, однако заметил, что «цифровая экономика – это такая штука, которую ещё никто не строил и не построил» (от кого же мы тогда отстаём? – прим. profiok.com), а потому нет никаких учебников и понятных моделей. В этих условиях к нормотворчеству нужно относиться максимально аккуратно, чтобы, с одной стороны, не «зарегулировать» экономику, с другой – обеспечить защиту данных о гражданах и бизнесе.
Для этого Носков предлагает создать механизм специальных правовых режимов для внедрения новых технологий, а именно так называемых «регуляторных песочниц» для тестирования нововведений. По мнению министра, не стоит пытаться ставить эксперименты над всей страной.
Откуда возьмутся кадры для цифровой трансформации?
Как и в любых масштабных преобразованиях, ключевым вопросом грядущей цифровой трансформации всего и вся становится вопрос о человеческом капитале. Меняться и пытаться принять и переосмыслить новую философию предстоит в прямом смысле каждому из нас.
Председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев обратил внимание на необходимость работы с людьми, которые занимают, например, рядовые должности в сфере регионального и муниципального управления. Чтобы эти люди не сопротивлялись трансформации и стали «самоотверженными помощниками», нужно разъяснить им их задачи, глубоко погрузить их в тематику цифровизации. То же самое стоит проделать со всеми гражданами: они должны стать «востребованными участниками общих процессов, а не чужими в своей стране», подчеркнул сенатор (судя по всему, рядовые граждане всё же гораздо быстрее чиновников вливаются в цифровую реальность, по крайней мере, на потребительскому уровне – прим. profiok.com).
«У нас колоссальный разрыв в понимании цифровых программ между различными социальными слоями, возрастными группами, – отметил Дмитрий Мезенцев. – Мы не можем не учитывать этого, иначе опираться нам будет не на кого».
Затронул кадровый вопрос и Алексей Кудрин. По его расчётам, только для отработки цифровых процессов правительства потребуется несколько тысяч программистов. «Хотел бы спросить, где они», – риторически заметил глава Счётной палаты.
В целом, по оценке Кудрина, стране не хватает нескольких миллионов специалистов в области цифровизации. Нам предстоит конкурировать не с Востоком или Западом, а с самими собой, с нашими традиционными привычками, подходами, процедурами, скоростью принятия решений, заявил Кудрин. По его мнению, заявленный масштаб цифровизации требует массовой подготовки специалистов.
Андрей Турчак отметил важность повышения уровня цифровой культуры населения. Сенатор заявил, что недостаточно подключить все населённые пункты к интернету или обеспечить их мобильной связью. Не менее важная задача – научить граждан пользоваться цифровыми сервисами и предоставить каждому возможность развивать свои цифровые компетенции, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Председатель правления ассоциации человеческого капитала Елена Артемьева оценивает незакрытый спрос на высококвалифицированные кадры в ближайшем будущем в 4,5 млн человек, а при реализации сценариев цифровизации – в 9,2 млн человек. При этом значительная часть людей не сможет вписаться в экономику знаний и не будет востребована, утверждает Артемьева. И речь здесь идёт вовсе не о пенсионерах и не о людях старшего возраста. «Проблема не в возрасте, – считает эксперт. – К сожалению, в сегодняшней России даже среди молодых людей далеко не все владеют базовыми навыками жизни и работы в высокотехнологичной среде».
По мнению Елены Артемьевой, было бы неправильно сводить проблему исключительно к совершенствованию системы образования. Нужно выстраивать механизмы непрерывного образования, постоянного переобучения и актуализации знаний и навыков.
Заметим, что налицо дефицит не только «массовых» специалистов для цифровой экономики, число которых исчисляется миллионами. Не менее остро не хватает и «штучных» профессионалов для решения особо важных задач. К примеру, Константин Носков посетовал, что пообщался уже «с десятками людей», но пока так и не нашёл кандидата, который занялся бы в министерстве цифрового развития построением архитектуры единой государственной информационной системы (это заседание состоялось месяц назад, возможно, сейчас проблема уже решена – прим. profiok.com).
Грядущая цифровизация предъявляет особые требования и к руководителям компаний. «Заказчиками цифровизации должны стать не айтишники, а генеральные директора предприятий, – подчеркнул Андрей Турчак. – Они должны перестать считать тему цифровизации модной современной риторикой, им нужно в этом разбираться, знать об экономическом эффекте, который можно получить, и инвестировать в развитие своих компаний».
К сожалению, в нашей стране далеко не все компании готовы к цифровой трансформации. «Институт экономических стратегий (ИНЭС) недавно проводил исследование адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики, – рассказал порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Результаты заставляют задуматься: как оказалось, за очень редким исключением компании не имеют вообще никакого представления о своём будущем цифровом облике. При этом собственных специалистов, способных быстро и эффективно проработать соответствующие темы, у них нет. На форуме «Цифровая экономика и ОПК», который проходил в Москве весной этого года, было решено начать с «оцифровки» директоров предприятий и компаний. По мнению экспертов форума, для начала будет достаточно двухсот «оцифрованных» руководителей предприятий ОПК, которые обретут новые компетенции и философию и начнут распространять их на своих предприятиях и в других компаниях отрасли».

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
- Цифровизация ОПК: как получить удовольствие от неизбежного?
- ОПК: без «цифры» не получится
- Руководитель по цифровой трансформации (РЦТ): новый вид управленца? Краткий ликбез
- Михаил Ремизов: «Ключевой вопрос – не скорость трансформации, а субъектность в цифровизации экономики»
- Владимир Гутенёв: «Цифра» – это не божество, а инструмент
- На форуме в ЦНИИ «Центр» обсудили цифровую трансформацию ОПК
- ОПК и цифровая экономика: в поисках точек пересечения
- Цифровая экономика: стоит ли торопиться?
- Цифровизация ОПК: проверка готовности
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=6923#ixzz5Q1teRbax
Свежие комментарии