В первые дни нового учебного года руководство страны вновь заговорило о необходимости создания условий для развития одарённых детей и талантливой молодёжи. В День знаний вопросы государственной поддержки юных талантов обсуждались на заседании правительства.
О задачах
«Каждый ребёнок по-своему уникален и способен добиться успехов, поэтому в рамках образовательного процесса детям должно уделяться равное внимание», – подчеркнул глава правительства Дмитрий Медведев.
Однако есть дети, которые уже с самого раннего возраста начинают проявлять способности и «особые» качества. В таких случаях, по мнению Медведева, задача государства – «научиться как можно раньше распознавать их потенциал» и создать необходимые условия для их развития и самореализации. Иными словами, работа с одарёнными детьми требует особого внимания государства.Работа в этом направлении ведётся в России уже несколько лет. Так, в 2012 году был создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов. Тогда же был утверждён документ под названием «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», и комплекс мер по реализации этой концепции регулярно актуализируется. Сформирована соответствующая нормативная база, принята Стратегия развития и воспитания в РФ до 2025 года, на поддержку талантливой молодёжи выделяются бюджетные средства. В стране постепенно создаётся сеть специализированных учебных учреждений, разрабатываются необходимые методики, готовятся педагогические кадры.
Все эти механизмы, по словам Дмитрия Медведева, «должны стать общенациональной системой», однако прежде чем это произойдёт, должны быть решены важные задачи.
Во-первых, это создание сети образовательных организаций, где обучаются талантливые дети.
Причём между этими организациями, подчеркнул премьер-министр, должен «поддерживаться контакт и обмен опытом».Во-вторых, для работы с талантливыми детьми нужны педагоги особой квалификации, и нам нужно подготовить достаточное количество таких учителей.
Наконец, в-третьих, в работе с юными талантами следует применять «самые современные формы и методы обучения», изучать и распространять лучшие педагогические практики.
О поиске
Как следует из доклада министра образования и науки Ольги Васильевой, основным инструментом поиска талантливых детей остаются всероссийские предметные олимпиады. В прошлом учебном году во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие 6 миллионов детей. Есть и массовые «непредметные» мероприятия – например, Президентские спортивные игры, в которых ежегодно принимает участие до миллиона человек, национальное движение «Молодые профессионалы», в рамках которого проходят разнообразные конкурсы профессионального мастерства.
Ольга Васильева подчеркнула, что видит задачу своего ведомства в формировании как можно более разнообразного перечня конкурсов и состязаний, «чтобы каждый ребёнок мог попробовать себя в различных направлениях». В 2015 году хотя бы в одном конкурсе или соревновании принял участие каждый второй российский школьник. Это значительная цифра, но останавливаться на этом не стоит. Необходимо, считает Васильева, максимально развивать дистанционные технологии, чтобы школьники из удалённых регионов или из сельских школ могли проявить себя наравне с остальными. Кроме того, будет расширяться спектр состязаний. Так, в 2017-2018 году будет проведён всероссийский конкурс школьных проектов. Этот конкурс не будет привязан к каким-либо из учебных предметов: каждый школьник сможет представить свой проект или изобретение абсолютно в любой области.
Ольга Васильева также возлагает большие надежды на развитие Российского движения школьников, которое было недавно создано указом главы государства. По мнению Васильевой, движение поможет не только воспитанию молодёжи, но и выявлению талантливых молодых людей.
Наконец, важным фактором в деле поиска и дальнейшей поддержки способной молодёжи является участие будущих работодателей – российских компаний и предприятий. В качестве примера Ольга Васильева привела Всероссийский инженерный конкурс, в котором в прошлом году приняли участие около 12 тысяч студентов и аспирантов из всех российских регионов. Этот конкурс проводится во многом за счёт усилий предприятий, которые таким образом получают возможность не только помочь хорошему делу, но и найти будущих квалифицированных специалистов. Как правило, корпорации не только помогают организации предприятий для талантливых детей и молодёжи, но и принимают участие в дальнейшем сопровождении юных дарований – например, выделяя гранты и стипендии.
О поддержке
Ольга Васильева рассказала, что ежегодно из федерального бюджета выделяется 198 миллионов рублей на выплату президентских премий талантливым молодым людям в возрасте от 14 до 25 лет. За последнее десятилетие подобными премиями было отмечено более пятидесяти тысяч талантливых ребят. Есть целая система стипендий и грантов, учреждённых правительством РФ и региональными властями для поддержки студентов, аспирантов и молодых учёных. Открыты гимназии и лицеи для одарённых детей при ведущих отечественных университетах и учреждениях культуры – в частности, гимназия при Государственном Русском музее. Действует сеть федеральных детских центров – «Орлёнок», «Артек», «Океан», «Смена», «Сириус». Для каждого из таких центров сформированы программы развития, то есть их деятельность будет расширяться, как и деятельность по созданию учебно-научных центров для детей на базе вузов. Для детей, проявивших выдающиеся способности и поступивших на очную форму обучения в российские вузы, есть особая система президентских грантов. Важно, что гранты выплачиваются только тем молодым людям, кто по окончании учёбы остаётся работать в России.
О системности
О том, как работает (или должна работать? – profiok.com) система поддержки талантливой молодёжи, рассказал министр связи Николай Никифоров на примере ИТ-отрасли. По его словам, начинать готовить ИТ-специалистов, в частности, программистов, на первом курсе вуза уже поздно. Начинать нужно с возраста около 12 лет, то есть со средних классов общеобразовательной школы.
Для популяризации программирования Минсвязь проводит акцию «Час кода», в 2015 году собравшую 8 миллионов участников – практически каждого второго российского школьника. В рамках акции ребята могут попробовать самые азы составления алгоритмов и программирования. По мнению Никифорова, вовсе необязательно всем этим детям связывать свою будущую жизнь с ИТ-индустрией, однако подобные акции, во-первых, пробуждают интерес к техническим специальностям, а во-вторых, дают возможность «сориентироваться в информационном обществе», что в XXI веке необходимо представителю практически любой специальности.
Кроме того, много усилий Минсвязь совместно с Минобрнауки тратят на организацию участия российской молодёжи в международных мероприятиях, а также на проведение ИТ-соревнований мирового масштаба на территории России. Это, к примеру, Всемирная олимпиада по робототехнике, прошедшая в 2014 году в Сочи, или недавно завершившаяся в Казани Международная олимпиада для школьников по информатике. Участвуя в международных мероприятиях, наши школьники, по выражению Никифорова, «находятся в глобальном океане человеческого капитала».
В России созданы 12 технопарков, где могут проявить себя студенты и аспиранты, а также детские технопарки «Кванториум», которые открываются в рамках соответствующей программы АСИ.
Наконец, по мере популяризации ИТ-специальностей важно увеличивать количество бюджетных мест в вузах на соответствующие направления. За последние годы, по словам Никифорова, количество бюджетных мест на ИТ-направления в российских вузах выросло почти вдвое: с 25 до 45 миллионов. «Таким образом, мы видим движение талантливой, одарённой молодёжи со школьной скамьи в вуз и далее уже в индустрию, – заключил глава Минсвязи – Уверен, что подобного рода подходы, инструменты и, самое главное, их взаимодействие можно применять и во многих других отраслях».
О моральном аспекте
В День знаний президент РФ Владимир Путин встретился с учащимися гимназии №2 во Владивостоке, которую назвал «площадкой для работы с одарёнными детьми». В этом году гимназия стала одной из одиннадцати пилотных школ, где будет происходить развитие Российского движения школьников, как известно, призванного организовать, в том числе, работу с молодыми талантами. Президент напомнил школьникам, что талант есть практически у каждого человека, вопрос только в том, «сможет ли он сам проявить этот талант и есть ли вокруг него люди, которые помогают ему это сделать».
Поэтому, подчеркнул глава государства, следует различать «амбиции» и «зазнайство». По мнению Путина, человек, добившийся успехов в какой-либо сфере, «никогда не должен задирать нос, полагая, что он лучше всех», потому что «как только человек начинает считать, что он лучше всех, с этого момента он начинает проигрывать».
Кроме того, Владимир Путин напомнил, что даже добившись определённых успехов, нужно «всю жизнь, постоянно, каждый день» учиться и узнавать что-то новое. Именно этот навык постоянного пополнения своих знаний и компетенций, считает президент, может дать «существенные преимущества при любого рода деятельности».
Комментарий profiok.com
На наш взгляд, глава государства затронул чрезвычайно важный аспект работы с одарёнными детьми. С одной стороны, многократно декларируется, что талантлив в определённой области абсолютно любой ребёнок, и основная задача – помочь ему обнаружить и развить свой талант. С другой стороны, речь идёт о выявлении талантливых детей и работе с ними по каким-то особым программам. Заметим, что очень часто дети, одарённые в одних областях, демонстрируют «провалы» в других, бывают излишне своенравными или непоседливыми. Можно только посочувствовать педагогу, которому пришлось бы «сортировать» детей из обычного класса по степени их одарённости. Помимо этого, особое отношение, обучение в особых учебных заведениях, льготы и привилегии для юного создания могут оказаться непосильной моральной ношей: такие дети вполне могут оказаться неготовыми к «обычной жизни», где их исключительность и достоинства не всегда будут замечены и оценены. Способность «не задирать нос», о которой говорил Владимир Путин, – навык важный, но приходящий не сразу, а по мере взросления.
Может быть, правильнее было бы стараться формировать в обычных школах образовательную среду, где могли бы проявлять себя и развиваться все дети без исключения? Ведь специальные учебные заведения для особо одарённых детей зачастую превращаются не только в инструмент для отчётности, но и в способ удовлетворения амбиций родителей, которые начнут всеми правдами и неправдами пытаться пристроить своих чад в элитарные школы?
Да и где они, все эти юные Кулибины и Ломоносовы, где многообещающие юные художники, подававшие большие надежды некоторое время назад? Куда исчезают те же победители детского шоу «Голос», казалось бы, прочно взобравшиеся на вершину славы? Если стране нужны десятки тысяч квалифицированных инженеров, может быть, стоит всё-таки начать нормально преподавать математику и физику в обычных школах и вузах, а не концентрироваться на победителях международных олимпиад? Кстати, победившие на Олимпиаде в РИО спортсмены уехали из Кремля на новеньких BMW, а кто слышал хотя бы фамилии наших юных и талантливых студентов и школьников, выигравших в этом году олимпиады по физике, информатике, математике? В лучшем случае – пара фраз в новостях…
«Думается, что «общенациональная система», упомянутая Дмитрием Медведевым, должна выглядеть несколько шире, чем это получилось по результатам обсуждения вопросов поддержки одарённой молодёжи на заседании правительства, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Разумеется, нужно заниматься выявлением талантливых детей и создавать все условия для их разностороннего развития. Но этого мало. Крайне важно повышать общий уровень системы образования. Можно сколько угодно радоваться успеху акции «Час кода», но стоит понимать при этом, что другие страны давно уже ушли на шаг вперёд. К примеру, в Великобритании с 2014 года программирование в обязательном порядке начинают изучать дети с пяти лет, в Израиле программирование – обязательный предмет в старших классах уже на протяжении полутора десятилетий, обязательно изучают программирование школьники США и Японии.
Кроме того, необходимо создавать все условия для того, чтобы талантливые молодые специалисты не покидали Россию. На Всемирном экономическом форуме в Давосе одна из французских бизнес-школ представила рейтинг стран, составленный по их способности привлекать лучшие кадры со всего мира, по сути – переманивать талантливых специалистов. В этом списке стран лидирует Швейцария, за ней идут Сингапур, Люксембург и США. Россия в этом списке оказалась на 53 месте. Можно было бы сказать, что у нас нет необходимости привлекать таланты из-за рубежа, поскольку хватает своих. Но это явно те так и, боюсь, именно наши таланты, пройдя обучение на бюджетных местах в ведущих российских вузах, подумывают о том, чтобы уехать работать за рубеж. Так что системный подход, на мой взгляд, должен выходить далеко за рамки проведения олимпиад и выплаты стипендий: нужно воспитывать молодёжь в патриотическом ключе, а также создавать условия, при которых молодые специалисты не ставили бы под сомнение необходимость жить и работать в России.
Создание среды, в которой талантливые молодые специалисты стремились бы самореализовываться и творить, – одна из задач молодёжных программ, реализуемых Институтом экономических стратегий. Молодёжные форумы, конкурс «Стратегическая матрица» и состязания молодых аналитиков, которые ИНЭС проводит при поддержке крупнейших отечественных предприятий, дают молодёжи шанс обрести единомышленников, повысить квалификацию благодаря участию в образовательных программах ИНЭС, пройти практику в ведущих российских компаниях. Мы рассчитываем, что участники конкурса связывают своё будущее с Россией, ведь здесь есть и спрос на их компетенции, и возможность применить свои знания с пользой для себя и для страны».
Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3346#sel#ixzz4JPAJAOGZ
Свежие комментарии