На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Оценка квалификации: как это делают на Западе?

Картинки по запросу

В ходе Третьего Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» эксперт Международной организации труда Владимир Михайлович Гаськов рассказал о том, по каким принципам проходит оценка квалификации в странах, которые принято называть развитыми. Портал profiok.com рассказывает об основных положениях его доклада.

Поясним, что МОТ или Международная организация труда (International Labour Organization) – это специальное учреждение ООН, к сфере деятельности которого относятся вопросы регулирования трудовых отношений.

Основные принципы, обеспечивающие качественную оценку квалификации

Оценка квалификации: как это делают на Западе?Что такое оценка квалификации? Это процесс сбора информации, на основании которой можно будет решить, что кандидат компетентен, то есть в состоянии выполнять набор функций, соответствующих квалификационным требованиям.

Стоит отметить, что в западных профессиональных стандартах содержатся критерии так называемой «компетентной работы», потому что иначе невозможно будет отличить «просто сварщика» от специалиста, выполняющего сварочные работы в полном соответствии с известными технологиями, рисками и так далее. Иными словами, инструменты оценивания позволяют чётко определить не только традиционные «знание, понимание и умение», но и их компетентное применение в конкретных условиях.

Второй важный принцип оценивания – надёжность оценки. Кандидат должен продемонстрировать уровень своей компетенции не один раз, а несколько, при этом каждый раз – с положительным результатом. Разумеется, все эти результаты фиксируются документально.

Третий принцип – независимость. Система строится так, что результаты тестирования не зависят ни от места, где проходит оценка квалификации, ни от конкретных условий, ни от личности оценщика.

Наконец, действует принцип справедливости. У кандидата должно быть достаточно информации о процедуре оценки, она должна быть предоставлена на понятном ему языке, включая терминологию. Сложность заданий и вопросов не должна превышать уровень, зафиксированный в квалификационных требованиях. В ряде стран (например, в Великобритании и Австралии) кандидат может захотеть получить некую особую квалификацию, состоящую из «смеси» единиц различных профстандартов. Тогда ему выделяется несколько оценщиков, каждый из которых специализируется на конкретных единицах стандартов. Результаты оценки объясняются кандидату. Если кандидат не согласен с решением оценщиков, он имеет право его оспорить.

Что и как оценивается в ходе процедуры оценки квалификации?

Оценка квалификации: как это делают на Западе?Информация о том, что подлежит оценке, всегда открыта. В соответствующих разделах профстандартов подробно перечислены так называемые assessment criteria, и вся эта информация доступна любому желающему – например, на сайтах организаций, присваивающих квалификацию. То есть любой кандидат имеет возможность ознакомиться с тем, какие именно знания, понимания и умения будут оцениваться.

Что касается того, как именно проверяется соответствие нужным критериям, то это закрытая информация, ноу-хау разработчиков инструментов оценки. Скажем, в Великобритании одним из ведущих разработчиков оценочных инструментов является The City and Guilds of London Institute. Все центры, оценивающие соответствие конкретной квалификации, пользуются одними и теми же инструментами, которые они получают от разработчика – организации, присваивающей квалификацию. Инструменты могут представлять собой комплекты опросников и блоков правильных ответов для проведения технических интервью, демонстрационные задания и критерии их компетентного исполнения, а также правила, по которым оценки различных этапов тестирования сводятся в окончательную интегрированную оценку. Всё это закрытая информация, недоступная кандидату.

Понятно, что если квалификация включает большое количество единиц профессионального стандарта, то оценка всех этих единиц по отдельности займёт много времени. Поэтому вводятся так называемы кластеры: задания составляются так, что в ходе их выполнения оценивается сразу три-четыре единицы профстандарта. В зависимости от требований стандарта для проведения процедуры оценки требуется либо создание необходимых реальных условий (например, предоставление кандидату конкретного оборудования или материалов), либо их моделирования.

Отдельно следует сказать об оценщиках. Во-первых, оценщик должен иметь квалификацию по профессии не ниже, чем та, которую он оценивает. Есть страны, где условия ещё жёстче: например, в Австралии без сертификата четвёртого уровня человек вообще не имеет права никого оценивать. Кроме того, оценщику нужно иметь сертификат в области оценки квалификаций, то есть документальное подтверждение его владения оценочным инструментарием.

Кто разрабатывает квалификации и требования к их присвоению?

Оценка квалификации: как это делают на Западе?Самая сложная национальная система оценки квалификаций сложилась в Великобритании. В этой стране она трёхуровневая: есть специальный национальный орган, который задаёт правила для организаций, разрабатывающих и присваивающих квалификации. Орган называется The Office of Qualifications and Examinations Regulation (Ofqual), эта структура относится к правительству страны.

Разработкой и присвоением квалификации по заданным правилам в Великобритании занимаются около 160 организаций (аналоги российских советов по профессиональным квалификациям, их пока 28 – profiok.com). Если в Австралии, Франции, Сингапуре или Корее подобные организации выдают документы под названием «Национальный сертификат», то в Великобритании такие сертификаты не являются национальными. В документе может быть написано, что это, скажем, диплом по металлообработке, выданный такой-то организацией – например, The City and Guilds of London Institute. Значимость такого сертификата зависит от доверия бизнес-сообщества к конкретной сертифицирующей организации.

Что делают организации, занимающиеся присвоением квалификаций?

  • Берут имеющиеся профессиональные стандарты и на их основе разрабатывают свои квалификации и критерии их присвоения – разумеется, с учётом национальных правил.
  • Отбирают организации, которые будут проводить процедуру оценки квалификации (аналоги российских ЦОК, в Великобритании их около 600, у нас пока 156 – profiok.com).
  • Постоянно контролируют центры оценки на предмет соблюдения всех требований, направляют сотрудников (физически! – profiok.com) для инспектирования процесса оценки.
  • Изучают протоколы тестирования, признают их или отвергают.
  • Ведут реестр сертификатов, высылают тем, кто был признан компетентным, документы, подтверждающие квалификацию.

Не стоит думать, что организации, присваивающие квалификации, действуют сами по себе. Эти организации тоже регулярно проверяются со стороны органов управления. В Великобритании таким органом является упомянутый выше Ofqual, в Австралии – The Australian Skills Quality Authority (ASQA).

Требования к организациям, занимающимся присвоением квалификаций

Оценка квалификации: как это делают на Западе?

  • Организация, которая разрабатывает и присваивает квалификации, должна быть аккредитована (аккредитация даётся не навсегда, её нужно подтверждать) в национальных органах, отвечающих за квалификационные системы и качество квалификаций.
  • У этой организации должен быть пакет собственных (то есть самостоятельно разработанных) или заимствованных (то есть приобретённых) инструментов оценивания по тем квалификациям, по которым она аккредитована.
  • Должны быть обязательно разработаны процедуры идентификации кандидата в процессе оценивания квалификации. Скажем, проводить техническое интервью с помощью обычного скайпа не получится: нужны дополнительные технические средства, которые дадут возможность убедиться, что это тот самый человек, что он ниоткуда не списывает, что ему никто не подсказывает и так далее.
  • Необходимо наличие системы отбора центров оценки и контроля за их действиями, соответствующих регламентов и договоров.
  • Нужна методика, с помощью которой будет получаться интегральная оценка после прохождения кандидатом нескольких тестов и выполнения нескольких заданий.
  • Каждые три года 25 процентов (четверть) инструментов тестирования должны заменяться на новые на основе анализа новых технологий, изменений в квалификациях и рекомендаций центров оценки.
  • Разумеется, должны соблюдаться принципы независимости оценки, её надёжности и справедливости, перечисленные в начале этой статьи.

Требования к центрам оценки

О требованиях к оценщикам уже было сказано выше. Каждый оценщик должен обладать соответствующей профессиональной квалификацией и иметь сертификат, дающий право оценивать других, то есть знать и уметь применять принципы обоснованного оценивания. Чтобы стать оценщиком, нужно сдать экзамен. У центра оценки должно быть достаточное количество оценщиков по каждой квалификации.

Центр оценки также должен обладать необходимыми ресурсами для оценивания – оборудованием, технологиями, материалами, средствами измерения. Должны присутствовать все технологии, упомянутые в профессиональном стандарте: например, если там указано, что сварщик должен варить алюминий и титан, то эти технологии обязательно должны быть представлены.

Помимо этого, центр оценки должен получить от организации, присваивающей квалификацию, готовые инструменты оценивания. В них подробно расписано, как должно проходить тестирование, что и по каким критериям нужно оценивать. При оценке квалификации учитывается самооценка кандидата по ряду параметров и его опыт по применению технологий на практике (справки от работодателей, проекты, разработанные кандидатом, и так далее).

Одна из важных обязанностей центра оценки – регулярный анализ инструментов тестирования и внесение предложений по их обновлению.

Пример обязательных требований к оценке кандидата по одной единице профессионального стандарта

Владимир Гваськов на примере австралийского центра оценки рассказал, что представляют собой критические элементы компетентности – те самые, по которым кандидат должен продемонстрировать устойчивый положительный результат.

Ознакомившись с заданием, кандидат должен повторить и объяснить его вслух. Так проверяется понимание самой задачи и терминологии, способность работать с техническими инструкциями.

Далее кандидат должен детально проанализировать поломки на трёх разных системах контроля климата, определить и задокументировать подходящие методы ремонта.

Затем кандидату предлагается несколько рекомендованных методов ремонта тех или иных поломок, он должен оценить рекомендации и предложить, как их можно улучшить.

Во время выполнения задания оценивается использование средств защиты, исполнение требований к безопасности во время обслуживания систем, применение оборудования, минимизирующего ущерб или чрезмерный расход материалов.

В ходе выполнения задания экзаменаторы оценивают последовательность и правильность рабочих операций, знание и понимание кандидатом технологий и рисков, оценивают его коммуникационные качества, логическое мышление и многие другие характеристики.

Как соотносятся разные системы квалификаций?

Итак, почти в каждой стране существует своя оценка квалификации. Но в условиях развивающейся международной интеграции важно добиться того, чтобы квалификации одной системы соответствовали квалификациям другой. Существует так называемая Европейская рамка квалификаций, и в английских или французских квалификациях указывается, какому уровню Еврорамки квалификаций они соответствуют. В этом случае человека с сертификатом без всяких вопросов возьмут на работу в любой европейской стране.

Поскольку сама система оценки всегда закрыта, то есть методы оценивания в каждом случае не разглашаются, определение эквивалентности одной квалификации другой обычно базируется на сравнении их структуры (единиц профессиональных стандартов и критериев их оценивания). Однако ключевое значение имеет качество национальных систем оценки квалификаций. Важно понимать, оценивали ли обладателя сертификата в принципе, если да, то что конкретно оценивали, через какие процессы, кто оценивал, кто это контролировал и так далее.

Иными словами, признание квалификаций возможно только на основе признания и регулярного подтверждения качества систем оценивания и доверия к организациям, которые проводят оценку и присваивают квалификации.

К примеру, если мы хотим, чтобы квалификация российских рабочих соответствовала международным стандартам WorldSkills, мало скопировать с сайта перечень оцениваемых параметров и критериев оценки. Центры оценки в таком случае должны быть аккредитованы, чтобы проводить процедуру тестирования определённым образом, с использованием известных принципов оценки и оценочного инструментария.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5504#ixzz518JtK8g3

Картина дня

наверх