На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Не купуй українське!»: Евросоюз запрещает поддерживать машиностроение

Политические карикатуры про мигрантов , ЕС и украину

Новоявленные «потомки шумеров», организовавшие февральский переворот 2014 г. ради подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, продолжают изучать «манускрипты» с перечнем обязательств, принятых на себя майданными властями в этом «историческом документе», которые уже явно не приносят радости тем, кто «скакал на Евромайдане» в надежде «запановать в родной сторонке» за счет «старших европейских братьев».

Стоило Кабинету Министров и Верховной Раде заикнуться о необходимости локализации машиностроения в рамках государственной программы поддержки отечественного производства в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, как тут же на данную инициативу последовал грозный окрик из Брюсселя с заявлениями о недопустимости поддержки украинского машиностроения и угрозами о прекращении кредитования европейскими банками украинских компаний.

 

Проект правительственного постановления «Некоторые вопросы реализации пилотного проекта по осуществлению закупок техники отрасли машиностроения с подтвержденной степенью локализации производства» противоречит обязательствам Киева о государственных закупках в рамках Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

Об этом говорится в письме посла Евросоюза Матти Маасикаса на Украине к премьер-министру Денису Шмыгалю и главе Верховной Рады Дмитрию Разумкову, сообщает 4 июля 2020 г. издание «Корреспондент» со ссылкой на «Наши гроши».

Проект постановления предусматривает требование обеспечивать при закупках машиностроительной техники 15%-30% производства частей для нее на Украине. «На наш взгляд, это будет существенным нарушением указанных основ равного отношения и недискриминации», - подчеркивает посол ЕС.

Он также выразил обеспокоенность в связи с регистрацией 24 июня 2020 г. в Верховной Раде законопроекта N3937 о внесении изменений в закон о публичных закупках по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации украинской промышленности.

«Этот законопроект вводит требования локализации производства для значительного перечня промышленных товаров и транспортных средств сроком на 10 лет, который по нашей оценке также нарушит ст. IV соглашения ВТО и ст. 151 (1) соглашения об ассоциации», - говорится в письме.

Это не только подрывает основополагающие принципы равного отношения и недискриминации, но и, учитывая степень локализации, которая требуется законопроектом (до 60%), de facto лишает зарубежную продукцию возможности участия в закупках в этих областях, полагает официальный представитель ЕС.

Намерение ввести такой же уровень локализации в закупках, связанных с проектами Европейского инвестиционного банка может оказать серьезное негативное влияние на будущую деятельность таких институтов на Украине и соответствующую поддержку ЕС, предупредил М. Маасикас.

Как известно, 27 мая 2020 г. Кабинет Министров на своем заседании анонсировал программу по восстановлению украинской экономики, и в том числе, промышленности, которая сейчас переживает рекордный спад.

По данным интернет-газеты «Страна», речь идет о комплексе протекционистских мер, которые должны поддержать в трудные времена украинских производителей. Собственно, ничего нового Кабмин не придумал - по пути протекционизма сейчас пошло большинство стран. Ситуация в украинской промышленности сейчас действительно приближается к катастрофической. Если в марте снижение составило около 8%, то в апреле - почти 17%. И преодолеть кризис без адекватной государственной поддержки будет непросто.

Среди протекционистских мер - программа локализации для машиностроительной продукции. Есть расчеты, по которым за ближайшие 10 лет отрасль должна выйти на производство 950 тепловозов, 100 тысяч грузовых и тысячи пассажирских вагонов, 3 тысяч единиц общественного транспорта и др. Объемы госзаказов могут составить 35 млрд. уже в этом году.

В то же время по таможенным сборам будет минус 7 млрд. гривен. Имеются в виду потенциальные налоги, которые можно было бы получить, импортируя продукцию. То есть по импорту планируется серьезное сокращение. Если эту программу примут, на повестку дня выйдут вопросы, почему Украина закупает, скажем, французские вертолеты или американские тепловозы вместо отечественных аналогов, отмечает издание.

Как раз против этих намерений Кабинета Министров и взбунтовался глава представительства Евросоюза на Украине М. Маасикас, который сразу же ткнул носом местных чиновников в принятые официальным Киевом обязательства при вступлении в ВТО и подписании Соглашения об ассоциации.

При этом заявления еврочиновника о «неравноправном» и «дискриминационном» характере предполагаемых нововведений в отношении европейских товаропроизводителей являются спорными, поскольку в случае принятия вышеупомянутых изменений иностранные компании на самом деле смогут принимать участие в государственных тендерах, но только после выполнения новых требований по локализации путем создания совместных предприятий, налаживания сборочного производства с применением украинских комплектующих и т.д.

В этом плане позиция М. Маасикаса является по-настоящему дискриминационной в отношении украинских товаропроизводителей, поскольку продукция отечественного машиностроения практически не востребована на рынке ЕС, тогда как отказ Киева под давлением Брюсселя от анонсированных мер государственной поддержки отечественной машиностроительной отрасли повлечет за собой дальнейшую деиндустриализацию экономики Украины.

Как пишет издание «Украина.ру» в материале «Деградация. Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли» от 7 октября 2019 г., в 1990 г. машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР: в отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР.

Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов и магистральных тепловозов) была практически монопольным производителем.

По итогам 1991 г. удельный вес Украины в мировом производстве промышленной продукции составлял 0,57%, но страна, безусловно, относилась к промышленно развитым. К сожалению, с тех пор наблюдается нисходящая динамика, ускорившаяся в последние несколько лет: в 2013 г. доля Украины в мировом производстве промышленных товаров составляла 0,2%, в 2016-м - лишь 0,16%.

Вклад машиностроительного сектора в экономку Украины сейчас составляет около 10% ВВП. За последние 10 лет уровень производства машиностроительной продукции снизился практически в два раза, а число занятых в отрасли сократилось с 600 до 146 тыс. человек.

Сегодня такие традиционные ключевые отрасли украинской промышленности, как машиностроение, самолетостроение, космическая и оборонная промышленность, далеки от прежних объемов производства.

Причины падения заключаются в конфликте с Россией, в потере промышленных территорий на востоке Украины, а также в потере рынков сбыта на постсоветском пространстве. По мере падения производства, снижался и экспорт. Наибольшее падение было в 2016 г. из-за ухода с российского рынка. Это привело к значительной потере производственного потенциала и специалистов в области машиностроения.

На рынке же Евросоюза из украинской машиностроительной продукции востребованы лишь подшипники, кабели и различные комплектующие по давальческим схемам из европейских стран. Считается, что каждый третий автомобиль в ЕС ездит с украинским кабелем. Его производство требует больших трудозатрат, поэтому многие компании переводят свои предприятия на Украину, учитывая относительно низкие зарплаты и высокую квалификацию украинских рабочих. Но предприятия по скручиванию кабелей – это не тот уровень переделов и добавочной стоимости, которые необходимы индустриальной стране и не позволят удержать высококвалифицированную рабочую силу от трудовой миграции, подчеркивается в публикации.

По сути, именно столь негативную для украинской экономики ситуацию и пытается сейчас законсервировать Брюссель, требуя от Киева отказаться от предполагаемых законодательных изменений с целью государственной поддержки машиностроительной отрасли, чтобы наша страна и далее закупала для собственных нужд французские вертолеты или американские тепловозы вместо отечественных аналогов, при этом довольствуясь скручиванием кабелей для европейских автомобилей.

Здесь нужно вспомнить резонансное интервью экс-президента Польши Леха Валенсы немецкому изданию «Die Zeit», в котором он заявил, что Украина может стать поставщиком зерновых для Евросоюза, но должна отказаться от промышленности. «Бог дал Украине такие  хорошие  почвы, с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы - но не машины. Машины могут производить в Польше», - считает он.

Интервью вышло в свет 21 октября 2013 г., то есть ровно за месяц до принятия распоряжения Кабмина N905-р от 21 ноября 2013 г. о приостановлении процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации за подписью премьера Николая Азарова. После этого на Украине стартовал пресловутый Евромайдан, завершившийся свержением президента Виктора Януковича в ходе санкционированного Вашингтоном и Брюсселем госпереворота.

И хотя тогда наши «евроинтеграторы» пропустили мимо ушей слова отставного политика, однако сейчас позицию экс-президента Польши фактически воспроизвел действующий посол Евросоюза, потребовавший от Украины отказаться от государственной поддержки машиностроительной отрасли фактически под угрозой применения штрафных санкций в виде лишения кредитования со стороны европейских банков.

Тем более что еще 24 февраля 2016 г. тогдашний посол США в Киеве Джеффри Пайетт обозначил роль нашей страны как будущей «сельскохозяйственной сверхдержавы», безосновательно сорвав овации в майданном лагере, где всерьез посчитали, что США «озарили путь» Украине такими перспективами, хотя в действительности американский дипломат низвел статус Украины до уровня «банановой республики».

Как уже отмечалось, в советский период истории Украинская ССР превратилась в высокоразвитую индустриально-аграрную республику со сложным комплексом отраслей тяжелой, пищевкусовой, легкой промышленности и многоотраслевым сельским хозяйством, в целом на тот момент индустрия УССР насчитывала около 300 отраслей, которые по некоторым позициям имели до 40% мировых рынков сбыта.

Однако после распада СССР в 1991 г. и серии госпереворотов на Украине в 2004 г. и 2014 г. под лозунгом «Прочь от Москвы» наша страна постепенно лишилась кооперационных связей с Россией и утратила российский рынок как ключевой рынок сбыта продукции отечественного машиностроения. Так, 18 апреля 2019 г. правительство России ввело ответные торговые санкции на ограничительные меры со стороны Украины: как известно, 10 апреля 2019 г. Кабинет Министров расширил перечень запрещенных к ввозу на Украину товаров из России.

Как заявил тогдашний российский премьер Дмитрий Медведев, ограничения на импорт в Россию коснутся украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки, стоимость которой, по его словам, за 2018 г. составила почти $250 млн. В свою очередь, как заявил министр экономического развития России Максим Орешкин, суммарный оборот украинских товаров, попавших под новые российские санкции, оценивается более чем в $4,3 млрд., что оставляет почти 30% от общего товарооборота между Россией и Украиной в 2018 г.

При этом для украинской промышленности рынок ЕС так и не стал полноценной заменой рынку РФ, тогда как попытки правительственных чиновников реанимировать машиностроительную отрасль за счет государственных заказов вызвали резкую негативную реакцию Брюсселя. Таковы наши политические будни, лишний раз подтверждающие тот очевидный факт, что т.н. евроассоциация представляет собой форму неоколониализма, навязанную нашему народу внешними игроками при помощи местных участников «Великого скакания на Евромайдане», которые ради пресловутого безвизового режима для туристических поездок в ЕС, мизерных квот на беспошлинный экспорт сельхозпродукции на европейский рынок, многие из которых ежегодно исчерпываются уже в январе, фактически оставили отечественных машиностроителей без штанов.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх