На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Русскоязычный президент дискриминирует миллионы русскоязычных сограждан

Картинки по запросу карикатуры на зеленского

Как известно, выступая 10 декабря 2019 г. на итоговой пресс-конференции после саммита «Нормандской четверки» в Париже, глава украинского государства Владимир Зеленский назвал себя русскоязычным президентом, однако это никак не мешает ему продолжать курс своего предшественника Петра Порошенко на дискриминацию русскоязычных сограждан.

В тот же день на пресс-конференции в Киеве новоявленный языковой омбудсмен Татьяна Монахова, назначенная 27 ноября 2019 г. Кабмином на исполнение Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», пообещала штрафовать за нарушение нового языкового законодательства, хотя 6 декабря 2019 г. Венецианская комиссия раскритиковала скандальный закон, призвав власти добиваться баланса в языковой политике для того, чтобы языковая проблема не стала источником межэтнической напряженности на Украине.

 

Как заявила Уполномоченная по защите государственного языка, через два-три года за умышленное игнорирование украинского языка в публичном пространстве будут штрафовать, передает УНИАН.

Т. Монахова напомнила, что уголовная ответственность за нарушение языкового закона не предусмотрена, однако введена административная ответственность, но, административное наказание - штрафы – будут взимать только через два-три года.

«Штрафы разного размера - от 200 до 700 необлагаемых минимумов (доходов), то есть примерно от 9,8 тыс. до 11,9 тыс. грн. Но система штрафов не начинает действовать прямо сейчас. Они отсрочены в среднем на два-три года», - сказала языковой омбудсмен.

Кроме того, она сообщила, что, когда заработает Офис уполномоченного по защите государственного языка, граждане смогут жаловаться на нарушение их языковых прав, а офис соответственно реагировать: сначала разъяснять и предупреждать, а в случае повторного нарушения языковых прав, обращаться в суд, чтобы привлечь нарушителей к административной ответственности.

«У нас будет создан секретариат, юридический отдел, отдел лингвистической экспертизы, который будет определять, унижает ли то или иное выражение украинский язык в публичном пространстве. Также будут созданы страницы Офиса языкового омбудсмена в соцсетях, будет создана общественная коллегия», - отметила Т. Монахова.

Такие угрозы прозвучали на фоне обнародованных 6 декабря 2019 г. выводов Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии) относительно Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», вступившего в силу 16 июля 2019 г., которая раскритиковала данный нормативно-правовой акт.

Власти Украины должны добиваться баланса в языковой политике для того, чтобы языковая проблема не стала источником межэтнической напряженности, говорится в выводах Венецианской комиссии, сделанных по результатам анализа закона о госязыке, сообщает пресс-служба Совета Европы.

«Венецианская комиссия полностью осознает необходимость содействия использованию украинского языка в качестве государственного языка. Поэтому заслуживает одобрения тот факт, что Закон о государственном языке предусматривает позитивные меры в этом направлении, обязывая государство предоставлять каждому гражданину Украины возможность овладеть языком через систему образования, организовывать бесплатные языковые курсы и содействовать доступу к фильмам и другой культурной продукции на украинском языке», - говорится в заключении.

Венецианская комиссия также приветствовала тот факт, что в ряде областей закон предусматривает использование языков меньшинств параллельно с государственным, ссылаясь на предполагаемый закон о меньшинствах. «Однако Закон о меньшинствах еще не подготовлен, хотя он должен был быть разработан одновременно с Законом о государственном языке для обеспечения необходимого баланса с самого начала. Эксперты Совета Европы призывают Украину без излишних задержек подготовить Закон о меньшинствах и рассмотреть вопрос об отсрочке до принятия этого Закона реализации положений Закона о государственном языке, которые уже вступили в силу», - заявили эксперты.

При этом эксперты предлагают украинским властям пересмотреть закон о государственном языке и подготовить закон о меньшинствах в консультации со всеми заинтересованными сторонами, особенно с представителями национальных меньшинств и коренных народов, а также исключить статью, устанавливающую ответственность за преднамеренное искажение украинского языка в официальных документах и текстах. Кроме того, Венецианская комиссия предлагает пересмотреть квоты на содержание материалов на украинском языке, установленные Законом о государственном языке для телерадиовещательных компаний.

Венецианская комиссия «особо рекомендует» пересмотреть положения Закона, предусматривающие «дифференцированное обращение с языками коренных народов, языками национальных меньшинств, которые являются официальными языками ЕС, и языками национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС»«Любое различие между обращением с этими языками должно основываться на объективном и разумном обосновании, чего пока нет», - подчеркивается в выводах.

В качестве примера эксперты указывают, что переходный период реализации положений закона об образовании, который был «подвержен резкой критике», был продлен с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2023 г. «только для учащихся, чей родной язык является языком ЕС, а не для тех, кто владеет другими родными языками, включая русский»«Комиссия рекомендует продлить этот срок для всех национальных меньшинств и коренных народов», - говорится в документе.

Как известно, 28 сентября 2017 г. вступил в силу Закон Украины «Об образовании», который, определяет, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык, но в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках – государственном, английском, других официальных языках ЕС.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам и коренным народам, гарантируется право обучения на родном языке наряду с украинским языком в отдельных классах (группах) в коммунальных учреждениях дошкольного и начального образования. Нынешняя редакция закона об образовании предусматривает переходный период в среднем образовании для нацменьшинств и коренных народов до сентября 2020 г.

В свою очередь, 8 декабря 2017 г. Венецианская комиссия раскритиковала принятый закон: согласно выводам экспертов, «содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и похвальной целью государства», однако этот процесс не должен происходить за счет сужения существующего объема прав национальных меньшинств.

При этом Венецианская комиссия призвала Украину внести изменения в статью 7 закона «Об образовании» относительно преподавания в средней школе на языках, не являющихся официальными в Европейском союзе, в том числе – на русском, увидев в этом дискриминацию наиболее распространенного негосударственного языка.

«Статья 7 обеспечивает правовую основу для преподавания предметов на официальных языках ЕС, таких как болгарский, венгерский, румынский и польский. Представляется, что украинские власти намерены использовать возможности, предлагаемые этим положением. Однако новый закон не предлагает решений для языков, не являющихся официальными в ЕС, в частности, для русского, который является наиболее часто используемым негосударственным языком. Менее благоприятное отношение к этим языкам трудно объяснить, оно вызывает вопрос о возможной дискриминации», – считают эксперты.

В ответ 9 декабря 2017 г. тогдашний «спикер со справкой» Андрей Парубий заявил, что, несмотря на рекомендации консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы, никакие изменения в данную статью вноситься не будут, после чего 16 июля 2019 г. Конституционный суд признал соответствующей Конституции языковую статью Закона Украины «Об образовании».

Тем не менее, 25 апреля 2019 г. Верховная Рада, принимая в окончательной редакции Закон Украины «О функционировании украинского языка как государственного», продлила до сентября 2023 г. возможность представителям нацменьшинств получать среднее образование на официальных языках Евросоюза, при этом сохранив действующий переходный период для остальных нацменьшинств и коренных народов до сентября 2020 г.

Как сообщила 3 октября 2019 г. в эфире телеканала «Прямой» министр образования и науки Анна Новосад, все русскоязычные школы должны перейти на украинский язык обучения с сентября 2020 г., в то время как школы, в которых обучение ведется на языках стран Евросоюза, должны перейти на украинский язык с сентября 2023 г.

«Русскоязычные школы еще есть. Но с сентября 2020 года они переходят на украинский язык обучения. А школы с языками нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза, – с сентября 2023 года. И тех, и других мы должны к этому переходу подготовить», – сказала министр.

Она отметила, что в таких школах останется возможность изучать «родной язык или литературу на родном языке»«Если мы говорим о русском меньшинстве, то это будет отдельный предмет плюс можно будет иметь факультативы», – добавила А. Новосад.

Сейчас же Венецианская комиссия в своих выводах относительно Закона Украины «О функционировании украинского языка как государственного» призвала Киев не только продлить переходный период при имплементации языковых норм Закона Украины «Об образовании» до 1 сентября 2023 г., но и в целом уравнять в правах в новом законе о нацменьшинствах языки коренных народов, языки национальных меньшинств, которые являются официальными языками ЕС, и языки национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС.

К сожалению, Венецианская комиссия не дала правовую оценку другим дискриминационным нормам этого закона: если Закон Украины «Об образовании» направлен на насильственное вытеснение русского языка и языков национальных меньшинств из образовательного процесса, то Закон Украины «О функционировании украинского языка как государственного» - на тотальную украинизацию всех сфер государственной и общественной жизни под страхом юридического преследования.

Причем в изначальной редакции законопроект предусматривал даже уголовную ответственность за попытки введения официального многоязычия, приравнивая их к попыткам свержения конституционного строя, однако эта скандальная норма была изъята из текста законопроекта. Тем не менее, вместо нее в окончательной редакции принятого закона была закреплена норма о том, что «Государственный статус украинского языка является неотъемлемым элементом конституционного строя Украины как унитарного государства» (ч. 3 ст. 1), что фактически перечеркивает возможность введения официального многоязычия.

Согласно его положениям, статус украинского языка как единственного государственного предусматривает обязательность его использования на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, а также в других публичных сферах общественной жизни.

Украинский язык является обязательным: в государственном секторе и органах местного самоуправления; в коммунальном секторе и на предприятиях всех форм собственности; в общественных и других организациях; в образовании и науке; в медицине; в сфере услуг; в энергетике и промышленности; в кино и театре; в медиа и на интернет-сайтах; в деятельности армии и силовых структур.

За нарушение языкового законодательства через два-три года начнут применять административное наказание в виде штрафа, при этом действие закона не распространяется на сферу частного общения и осуществление религиозных обрядов, из чего следует, что украинские граждане, использующие негосударственные языки, могут избежать административной ответственности только при общении в быту и с Богом.

В этой связи 25 апреля 2019 г., в день принятия закона о госязыке, победивший во втором туре президентских выборов В. Зеленский пообещал после вступления в должность главы государства проанализировать принятый парламентом закон об госязыке на предмет соблюдения конституционных прав и интересов граждан.

«После моего вступления в должность президента будет сделан тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины. По итогам анализа буду реагировать в соответствии с конституционными полномочиями президента Украины и в интересах граждан», - заявил он.

По его словам, законопроект о госязыке рассматривался во время президентской кампании, что «сделало его заложником политической риторики»«Закон был принят без предварительного достаточно широкого обсуждения с общественностью. К проекту закона было внесено более 2 тысяч поправок, что свидетельствует об отсутствии согласия в отношении отдельных его положений даже в Верховной Раде», - подчеркнул В. Зеленский.

Однако после вступления в должность новоизбранный президент ровным счетом ничего не сделал для защиты законных прав русскоязычного населения, несмотря на то, что значительную часть его избирателей составляют как раз русскоговорящие граждане Украины.

Безусловно, можно было бы надеяться на то, что новая власть на исполнение рекомендаций Венецианской комиссии расширит сферу применения негосударственных языков в законе о нацменьшинствах.

Согласно нормам закона о госязыках, Верховная Рада поручила Кабинету Министров на протяжении 6 месяцев с момента вступления в силу закона подготовить и внести на рассмотрение парламента законопроект относительно порядка реализации прав коренных народов и национальных меньшинств.

Вот только такие ожидания наверняка окажутся напрасными: законом о госязыке определено, что «Порядок применения крымскотатарского языка и других языков коренных народов, национальных меньшинств Украины в соответствующих сферах общественной жизни определяется законом о порядке реализации прав коренных народов, национальных меньшинств Украины с учетом особенностей, определенных этим законом».

А из этого прямо следует, что в новом законе о нацменьшинствах будут продублированы «особенные» языковые нормы из законов «Об образовании» и «О функционировании украинского языка как государственного», что делает его заведомо дискриминационным по отношению к носителям негосударственных языков.

Более того, этот закон не должен распространяться на русский язык, имеющий «особый статус» в Конституции Украины: как известно, ст. 10 Основного закона, принятого 28 июня 1996 г., гарантирует «свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины».

На момент принятия Основного закона у нас действовал Закон Украины «О языках в Украинской ССР» от 28 октября 1989 г., наделяющий русский язык статусом языка межнационального общения, который и подразумевала Верховная Рада при принятии Конституции, разделяя русский язык и языки национальных меньшинств.

Однако при ратификации 15 мая 2003 г. Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, принятой 5 ноября 1992 г., Верховная Рада определила, что ее положения применяются к русскому языку как языку национального меньшинства наряду с белорусским, болгарским, гагаузским, греческим, еврейским, крымскотатарским, молдавским, немецким, польским, румынским, словацким и венгерским.

Следующий удар по русскому языку был нанесен 3 июля 2012 г., когда тогдашнее якобы «пророссийское» парламентское большинство Партии регионов, Компартии и Народной партии на исполнение Хартии приняло Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» авторства депутатов-регионалов Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова, отменяющий действие Закона Украины «О языках в Украинской ССР».

Посредством принятия данного закона русский язык был низведен до уровня языка национального меньшинства в неких «языковых резервациях», где проживает не менее 10% его носителей, хотя регионалы и коммунисты имели все возможности для того, чтобы расширить сферу его применения как языка межнационального общения на всей территории Украины.

Однако даже столь унизительный статус русского языка, который является родным для миллионов украинских граждан по всей стране, вызывает приступы зоологической ненависти у русофобов: достаточно вспомнить, что уже на следующий день после майданного переворота, 23 февраля 2014 г., Верховная Рада голосами 232 депутатов отменила Закон Украины «Об основах государственной языковой политики».

И хотя 3 марта 2014 г. тогдашний исполняющий обязанности президента Александр Турчинов отказался утвердить решение парламента до разработки и принятия нового языкового закона, однако было уже поздно: состоявшееся голосование послужило одной из главных причин восстания Крыма и Донбасса против Киева, повлекшего за собой распад Украины из-за бездарного майданного правления.

Однако собственный негативный опыт так ничему не научил доморощенных «языкоборцев»: 28 февраля 2018 г. Конституционный суд признал неконституционным и утратившим силу Закон Украины «Об основах государственной языковой политики», делегирующий русскому языку и языкам национальных меньшинств статус региональных в местах компактного проживания не менее 10% их носителей по переписи населения 2001 г.

Сейчас же благодаря «бурной деятельности» П. Порошенко, в период правления которого были приняты дискриминационные законы об образовании и госязыке, продолжающие действовать при В. Зеленском, русский язык низведен до уровня языка бытового общения на кухне, что однозначно противоречит его статусу языка межнационального общения на всей территории Украины, который изначально был закреплен в Основном законе.

Этот статус и должен быть восстановлен в действующем законодательстве посредством принятия отдельного закона о порядке функционирования русского языка во всех сферах общественной жизни, наряду с законом о порядке реализации прав коренных народов и национальных меньшинств, что предполагает тотальный пересмотр «гуманитарного наследия» предыдущего президента. Такой шаг позволит выполнить конституционную норму о гарантировании «свободного развития, использования и защиты русского языка» даже без предоставления русскому языку статуса второго государственного, в чем правящая власть видит угрозу «конституционному строю Украины как унитарного государства».

 

P.S. Народный депутат от фракции «Слуга народа» Максим Бужанский внес на рассмотрение парламента законопроект об отмене Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», сообщил 10 декабря 2019 г. парламентарий на своей странице в Facebook.

«Мы все прекрасно понимаем, что ничего общего с защитой и развитием украинского языка действующий закон не имеет. Что закон этот направлен на дискриминацию носителей других языков, в первую очередь русского», - написал М. Бужанский. По его словам, законопроект наносит ущерб Украине и «выталкивает граждан страны из нашего информационного поля в чужое».

Как видно, в правящей пропрезидентской партии существует понимание того очевидного факта, что данный закон, инициированный П. Порошенко в ходе президентских выборов в надежде заручиться поддержкой националистического электората, направлен на лишение гарантированных конституционных прав русскоговорящих граждан Украины, отправивших «шоколадного короля» на политическую свалку истории.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх