На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Мы не готовы к отражению гибридных угроз – эксперты

Существующая система национальной безопасности не отвечает современным гибридным угрозам. Об этом заявляют директор Института экономических стратегий (ИНЭС) Александр Агеев и его соавторы на страницах журнала «Экономические стратегии». Подробности – в материале profiok.com.

Как утверждал британский историк Арнольд Джозеф Тойнби, большие империи нередко гибли из-за неспособности правящих элит адекватно относиться к реальности. Примеров множество, и наша страна тоже не раз была в шаге от потери суверенитета. В такие моменты Россию выручала мобилизация: как экономики, так и всего общества. Достаточно вспомнить, например, преодоление смуты начала XVII века, когда за «народной» мобилизацией последовали военная и экономическая. Мобилизация советского государства в 1930-1940-х годах дала возможность СССР ускорить развитие индустриализации и одержать победу в Великой Отечественной войне.

По мнению авторов статьи, мобилизация нужна не только в ходе военных конфликтов. Более того, она требуется не только для достижения технологического лидерства в современном многополярном мире. Сегодняшние угрозы многолики и разнообразны, и рассматривать их нужно комплексно, относясь к ним как к гибридным. Эксперты полагают, что отразить эти угрозы без мобилизации усилий не получится.

Итак, мобилизация – это ответная реакция государства на чрезвычайные обстоятельства. В действующем законодательстве мобилизация привязана к военным угрозам: описываются действия властей и организаций в условиях войны. Авторы публикации утверждают, что такой подход существенно снижает возможности государства при ответах на современные вызовы – хотя бы потому, что в наше время конфликты нередко проходят без формального объявления войны.

«Наше восприятие войны пока находится в плену индустриальной эпохи, и это блокирует подготовку к отражению новых угроз», – пишут Агеев и его соавторы.

Современные конфликты гибридны и ведутся, например, за счёт диверсий, введения экономических санкций, поддержки оппозиции, подрыва культурных и ценностных основ общества. Современные угрозы далеко не всегда носят военный характер. Однако в рамках современного российского правового поля запустить механизм мобилизации невозможно, хотя, перефразируя известную поговорку, креститься неплохо бы начинать ещё до того, как нашу страну в очередной раз клюнет жареный петух.

Пример – ситуация с тем же коронавирусом. События в Ухани начали развиваться задолго до того, как вирус дошёл до России, однако в нашей стране никто всерьёз не просчитывал вероятность его распространения и возможные последствия. В конце концов российские власти, конечно, спохватились и перешли в режим мобилизации, однако время во многом было упущено и действовать пришлось не в целях купирования будущих рисков, а ликвидируя последствия реализовавшихся.

Следовательно, в системе государственного управления есть очевидные проблемы и в нынешнем виде оперативно реагировать на гибридные вызовы она не позволяет. Одной из причин такой ситуации авторы публикации считают отсутствие централизованной системы прогнозирования угроз. Сейчас каждое ведомство занимается этой деятельностью самостоятельно, а сети «мозговых центров», которая комплексно работала бы для принятия решений в государственном масштабе, пока не существует.

Другая проблема – нежелание чиновников принимать на себя ответственность и решать, что спрогнозированная чрезвычайная ситуация уже наступила. Именно поэтому руководители порой медлят с принятием радикальных решений при стихийных или экологических бедствиях: есть немало примеров, когда руководители субъектов РФ не предпринимали никаких действий до получения команды из федерального центра.

Если к перечисленным выше сложностям добавить традиционную российскую бюрократию, можно заключить, что в существующей системе реагирования на чрезвычайные ситуации отсутствуют важнейшие параметры: гибкость и маневренность.

«Как следствие, мобилизация становится малоэффективной. Более того, она дает ложные надежды безопасности и гарантии позитивного выхода из конфликта», – заключают авторы публикации.

Система управления и гибридные угрозы: пора трансформироваться!Более того, согласно действующему законодательству, информационная основа для реализации стратегии национальной безопасности РФ – это федеральная информационная система стратегического планирования, априори рассчитанная на работу с шагом от года до нескольких. Иными словами, координационной инфраструктуры для национальной системы безопасности фактически нет, несмотря на существующие в ряде ведомств и организаций ситуационные центры.

Авторы публикации приходят к выводу, что необходимо трансформировать весь контур обеспечения комплексной национальной безопасности, обеспечить его синхронизацию с различными федеральными программами и межотраслевой характер. По мнению экспертов, система национальной безопасности должна давать возможность прогнозировать широкий спектр угроз и управлять их профилактикой; выявлять события, которые не были спрогнозированы; оперативно реагировать на реализовавшиеся угрозы, формировать мобилизационные сценарии и управлять мобилизацией.

Экономику предлагается рассматривать как кибернетическую систему, построенную на базе множества различных моделей, включающих вероятности угроз и рисков. «Тогда компетентные государственные руководители смогут не только принимать ответственные решения относительно ожидаемого или желаемого состояния экономики, но и реагировать на гибридные угрозы в оперативном режиме», – говорится в статье. Таким образом, предлагается соединить регулярное и ситуационное управление в чрезвычайных условиях. При этом управлять предлагается по цифровым активам, то есть перейти к датацентричной парадигме управления, в которой все причастные получают информацию из одного источника. Стало быть, информационные среды различных структур должны быть как минимум совместимы технически и семантически. Что касается аналитиков, которые будут работать с этими данными, то им предстоит использовать все передовые достижения в сфере экономики и математики, в том числе технологии искусственного интеллекта.

Система управления и гибридные угрозы: пора трансформироваться!Александр Агеев и его соавторы также полагают, что подходы к мобилизации должны быть гибкими, чтобы давать возможность адекватно решать гибридные проблемы. Здесь стоит задуматься и о не самых демократичных методах. Государство должно иметь возможность в чрезвычайной ситуации как можно более оперативно привлечь необходимые ресурсы. Например, государству не мешало бы иметь возможность в особых ситуациях контролировать операционную деятельность предприятий или формировать для них мобилизационные задания. Кроме того, государственным институтам было бы неплохо получать доступу к цифровым активам предприятий. В противном случае переговоры с представителями бизнеса могут затянуться, что может вызвать нестабильность в экономике и обществе. Разумеется, в современном мире, по сути, перманентно существующем в чрезвычайном положении, необходимо предусмотреть механизмы контроля власти, получающей на время ликвидации ЧС особые полномочия: исключение всё-таки не должно становиться правилом.

Резюмируя, авторы напоминают, что вероятность открытых вооружённых конфликтов в наши дни невысока благодаря наличию развитой ядерной триады. В то же время невоенные действия противников нашей страны могут нанести не менее серьёзный урон. Поэтому важно трансформировать систему национальной безопасности, повысить её гибкость и готовность отражать гибридные угрозы, координируя деятельность экономических субъектов и органов государственной власти. И заняться этим стоит именно сейчас, поскольку в ходе цифровой трансформации предприятий и целых отраслей можно своевременно заложить в разрабатываемую инфраструктуру требования, которые обеспечили бы оперативность управления в чрезвычайном режиме и гибкость мобилизации. «Такая проактивная государственная политика, базирующаяся на современных технологиях, позволит нам подготовиться к отражению любых угроз», – заключают эксперты.

Полностью статья А.И. Агеева, М.А. Аверьянова, С.Н. Евтушенко, Е.Ю. Кочетовой, Р.Л. Сивакова опубликована в журнале «Экономические стратегии» № 4 за 2021 год под заголовком «Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз».

 


Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=14763#ixzz768TbFaR1

Картина дня

наверх